В понедельник вечером в Астрахань прилетел блогер и общественный активист Алексей Навальный, следующим рейсом в город прибыли депутаты Госдумы от «Справедливой России» Илья Пономарев и Дмитрий Гудков. После приезда москвичей протест астраханцев стал переходить на новый уровень: голодающие пытаются установить палатки на площади в центре города и призывают всех звать своих знакомых на митинг за отмену результатов мэрских выборов.
Штаб голодающих расположен в комитете по градостроительству. За происходящим уныло наблюдает охранник у входа; у него интереса не вызывает даже вопиюще абсурдный вопрос «А где здесь голодают люди?» (на это он лишь вяло машет рукой и отвечает: «На втором этаже: до конца по коридору и направо»).
Изможденный 26-дневной голодовкой экс-кандидат Шеин поднимается со стула, идет мимо приставленных к стене надувных матрасов и с растерянной улыбкой интересуется, где мегафон. «Уже несут», — отвечают Шеину, и в его болезненно усталых глазах появляется радостный блеск.
По лицу Шеина видно, что голодовка и борьба за свои украденные голоса отняли у него почти все силы. За прошедшие три недели Шеин похудел на десять килограммов, он высыхает: кожа лица приобрела пергаментный цвет, черная рубашка и черные брюки теперь велики как минимум на размер.
Держаться Шеину, похоже, помогает лишь адреналин от оппозиционной борьбы.
Шеин выходит на улицу. Кучка молодых людей снимает его на планшетники iPad и пытается засвистеть. Лица некоторых из них уже знакомы: в двенадцать ночи они встречали в аэропорту блогера Навального — взяли его в жужжащее кольцо и задавали назойливые вопросы про упадок протестного движения в Москве до тех пор, пока Навальный не погрузился в машину. Тогда провокаторы попрыгали в свои автомобили и отправились вслед за блогером. Утром они встретили Навального в холле его гостиницы и преследовали вплоть до штаба голодающих. И вот теперь они стоят у входа в здание и свистят Шеину.
Впрочем, гул провокаторов быстро перебивают сторонники экс-кандидата в мэры Астрахани. «Шеин! Шеин!» — заряжают соратники, кто-то в толпе раздает ветки вербы с повязанными белыми лентами. «Дорогие друзья, а также граждане фальсификаторы, жулики и воры! — обращается к собравшимся Шеин. — Конец мафиозному режиму в Астрахани не за горами! Сегодня вся страна смотрит на наш город, потому что у нас растоптали демократию!»
После одобрительного гудения мегафон берет Навальный. Он называет Шеина «избранным мэром Астрахани», а провокатора, кинувшего бумажку в голодающего экс-кандидата, — «тварью, недостойной держать в руках российский флаг».
Неожиданно усталый Шеин предлагает собравшимся пойти к зданию областного избиркома. Адрес дома, где голодают эсеры и теперь проходит стихийный митинг, — улица Советская, дом 8. Адрес избиркома — улица Советская, дом 14. Адрес областного правительства — улица Советская, дом 13. В общем, все рядом. Политическая жизнь Астрахани уместилась на одной улице — на Советской, что характерно.
До избиркома активистам идти минут десять, но их спонтанное шествие не длится и пяти минут: на ближайшем перекрестке цепь полицейских в регулярной форме разбивает толпу надвое и блокирует проход. По московским меркам происходит что-то невозможное: несанкционированное шествие останавливают обычные полицейские, ОМОНа нет, никого не задерживают, никого не бьют. Шеин через головы полицейских передает Навальному мегафон, те реагируют спокойно.
«Правда на нашей стороне, — говорит в мегафон Навальный. — И полиция на нашей стороне. Потому что они получают здесь нищенские зарплаты, и они все тоже читали в интернете, как бывший мэр Астрахани Боженов летает развлекаться в Италию со своими дружками на личном самолете, пока они здесь сводят концы с концами!» Полицейские, стоящие прямо перед Навальным, стараются не смотреть на него и отводят грустные глаза в сторону.
Бледный Шеин требует от полиции пропустить его обратно, но те не двигаются. Тогда экс-кандидат на 26-м дне голодовки вместе со сторонниками наваливается вперед и прорывает цепь сотрудников МВД.
Площадь тоже находится на Советской улице: до офиса «эсеров» минут пять пешком, еще десять до избиркома. И активисты уже час пытаются установить на ней свои желтые палатки.
Около одиннадцати утра они установили первые три палатки, вызвав живой интерес правоохранительных органов Астрахани. Полицейские окружили лужайку, где поставили первые палатки, выстроилась даже цепь ОМОНа. Но потом ОМОН ушел, появились люди спортивного телосложения в черных куртках и унесли одну из палаток. Позднее одна из голодающих рассказала, что эти люди представились сотрудниками горадминистрации.
Другую палатку активисты попытались перенести на другую сторону площади. Не без участия провокаторов и ОМОНа завязалась потасовка: все те же люди в черных куртках, попытавшись вырвать у сторонников Шеина палатку, уронили и разбили уличный фонарь.
Вскоре на площади появляются депутаты Гудков и Пономарев, которые призывают собравшихся на площади обзвонить своих знакомых и позвать их к памятнику Кирову. Примерное время сбора — шесть вечера, когда люди закончат свой рабочий день.
Днем Гудков и Пономарев отправляются на переговоры с администрацией — сначала с областной, а потом и городской. Поначалу кажется, что произошла сенсация. Губернатор Анатолий Жилкин вроде бы согласен на перевыборы мэра и признает, что ситуация тяжелая. Одна проблема — это решение, к которому должны прийти обе стороны, передает слова губернатора Гудков. То есть с ним должен согласиться действующий мэр города Столяров. Но он, конечно, не соглашается, о чем и сообщает оппозиционерам на следующем раунде переговоров. «Мы вышли от Столярова. Мэр занял бескомпромиссную позицию: он говорит, что он немолодой человек и не будет бегать туда-сюда. Он уверен, что победил, и даже если одна из команд его подставила и выборы были грязными, то все равно большинство астраханцев были за него», — рассказывает после переговоров Пономарев. А решение о перевыборах, по мнению мэра, может принять только суд.
Переговоры провалились. Но вечерний митинг, несмотря на СМС-рассылку и призывы «эсеров» привести на площадь всех знакомых, собрал всего четыреста человек.
Шеин, выступая на площади, неожиданно заявил, что голодающие готовы начать постепенный выход из акции: активисты могут перейти на соки, однако лишь в случае, если ЦИК начнет отсматривать видеозаписи со всех астраханских избирательных участков.
Сам Шеин заявил, что он из голодовки выходить по-прежнему не собирается: теперь он намерен продолжать ее до тех пор, пока не будет назначена дата перевыборов мэра. Толпа аплодирует. После выступления Шеина полиция передала ему уведомление горвластей о незаконности собрания на площади. Экс-кандидат в мэры это уведомление смял и выкинул. Усмехнувшись, он объяснил: «У нас тут проходит законная встреча с депутатом», — намекая, что подобный формат акций не требует согласования с властями.
Митинг, которого в штабе Шеина ждали весь день, завершился через час без происшествий: люди спокойно разошлись, и уже к половине восьмого на площади остались лишь убежденные активисты, в том числе приехавшие из Москвы активисты «синих ведерок» и проекта «Росагит».
Астраханская оппозиция запланировала следующий митинг на субботу: сторонники экс-кандидата в мэры намерены собраться у памятника Кирову в час дня.