Аун Сан Су Чжи победила на довыборах в Народное собрание Мьянмы, которые прошли в воскресенье. Официальных данных из Кому, округа, в котором она выдвигалась, к утру понедельника еще не поступало — известно, что из 88 тысяч внесенных в списки для голосования на избирательные участки явились 72%, — однако, по первым поступающим данным, многолетний борец за демократию в Мьянме побеждает с уверенным отрывом. В ее победе не сомневались и власти: на многих участках урны, предназначавшиеся для бюллетеней в поддержку Су Чжи, были заметно больше, чем у ее соперников.
В день голосования Су Чжи, беспокоившаяся накануне о возможных фальсификациях, объехала несколько избирательных участков. К ее удивлению, как выставленные демократами, так и международные наблюдатели не зафиксировали значительных нарушений в процессе голосования. «Я наблюдал за выборами по всей Юго-Восточной Азии, от Таиланда до Сингапура, и эти проходят настолько хорошо, насколько можно», — заявил американскому телеканалу NBC News профессор Гонконгского университета Кьо Инь Лайн.
С приветственной речью Су Чжи уже выступила. «Наш успех — это успех народа, — объявила она тысячам своих сторонников, собравшихся у штаб-квартиры «Национальной лиги за демократию» (НЛД) в Янгоне. — Это не столько наш триумф, сколько триумф народа, который решил, что он должен принимать участие в политических процессах, идущих в этой стране». «Мы надеемся, это будет началом новой эры», — заявила она ликующим соратникам.
Су Чжи в парламенте возглавит небольшую фракцию демократов: по итогам первых за последние два десятилетия выборов, к которым были допущены оппозиционеры (голосование состоялось в ноябре позапрошлого года) поддерживающая военную хунту Союзная партия солидарности и развития, а также «бутафорские» партии, называющие себя «демократическими», получили около 80% в 440-местном парламенте. НЛД и Су Чжи в тех выборах не могли принимать официального участия — основанная Су Чжи партия была лишена официальной регистрации в мае, за полгода до выборов, а сама предводительница оппозиции была освобождена из-под домашнего ареста лишь через неделю после выборов. Ее сторонники призвали тогда бойкотировать голосование. В тех округах, где выборы были признаны несостоявшимися, довыборы были назначены на 1 апреля. Всего в воскресенье разыгрывались 40 мест в нижней палате парламента и 6 в Совете национальностей, верхней палате. К ним НЛД уже была допущена: партия успешно прошла новую регистрацию в декабре прошлого года. За месяц до этого Су Чжи объявила, что в любом случае пойдет на выборы.
«Национальная лига за демократию» утверждает, что ее представители выиграли в 43 из 44 избирательных округов, откуда поступили данные об итогах голосования.
Оппозиционеры победили и в новой столице страны Найпьидо, сообщил журналистам официальный представитель НЛД Хан Тан. Победа в Найпьидо многим представлялась невозможной: выстроенный с нуля город, провозглашенный военными властями столицей в 2005 году, считался главным оплотом проправительственных сил.
Военные взяли курс на либерализацию политической жизни два года назад. После освобождения Су Чжи в мае прошлого года была объявлена первая политическая амнистия — тогда на свободу вышли первые 50 политических узников, а в октябре прошлого года из тюрем были освобождены еще более 300 политзаключенных. В марте 2011 года сменилось и руководство страны: старший генерал Тан Шве, на протяжении двух десятилетий наделенный диктаторской властью (он возглавлял Государственный совет мира и развития), оставил свой пост. Вновь была учреждена должность президента страны, на которую в марте 2011 года был избран верный соратник Тана Шве Тейн Сейн, в течение четырех лет до этого возглавлявший правительство страны. Как указывали наблюдатели, либерализация стала возможной во многом благодаря нажиму США, два десятилетия державших Мьянму под экономическим эмбарго, а также их союзников в Юго-Восточной Азии, заинтересованных в углублении торгово-экономических связей с Мьянмой.
Новые президентские выборы в Мьянме должны состояться в 2015 году. Многие наблюдатели рассчитывают, что, если военные власти не свернут курс на дальнейшую демократизацию общественной и политической жизни, Су Чжи сможет принять в них участие.
Дочь первого руководителя независимой Бирмы Ауна Сана и лидер демократической оппозиции, получившая за свою правозащитную деятельность Нобелевскую премию мира 1991 года, впервые попала в тюрьму в 1990 году, после того как ее партия выиграла на свободных выборах. В 2003 году, проведя всего год на свободе, она вновь попала за решетку по новому обвинению в организации массовых беспорядков. Как уверяют ее сторонники, нападение на Су Чжи и ее соратников в округе Депайин на севере страны было организовано властями. Освобождение Су Чжи в 2009 году было отложено: этому помешал инцидент с американцем Джоном Йетто. Неуравновешенный миссуриец вплавь через озеро добрался к дому, где была заточена оппозиционерка. За нарушение режима изоляции политзаключенную приговорили еще к трем годам каторжных работ. Срок, впрочем, тут же был сокращен до полутора лет домашнего ареста по приказу предводителя военной хунты Тан Шве.