Мятежом в Мали, произошедшим в среду, воспользовались вооруженные племена туарегов, которые борются за создание независимого государства на севере этой западноафриканской страны. Сторонники независимости захватывают города на севере Мали, в то время как в столице страны Бамако происходят погромы и грабежи.
Сепаратисты из Национального движения освобождения Азавада (три северных региона Мали — Гао, Кидал и Тимбукту) продолжили наступление на юг, захватив в пятницу военную базу Кидаль, ключевой объект малийской армии на севере страны. Ударную силу отрядов сепаратистов составляют туареги, ранее воевавшие в Ливии на стороне Муамара Каддафи в качестве наемников.
«Наступление будет продолжено, чтобы выбить малийскую армию со всей территории Азавада», — цитирует Reuters заявление сепаратистов.
Сепаратисты добавляют, что военный переворот в столице страны Бамако никак не повлияет на намерения НДОА продолжить боевые действия. Со времени обретения независимости Мали в 1960 году туареги трижды с оружием в руках выступали против центральной власти, последнее восстание произошло в 2007—2009 годах.
В то время как малийская армия покидает территорию мятежного севера, в Бамако солдаты, участвовавшие в государственном перевороте, разгромили и разграбили президентский дворец и другие правительственные здания. Лидеры переворота не в состоянии остановить грабежи и мародерство, хотя выступили с их осуждением.
Переворот произошел в среду, мятежники захватили президентский дворец и здание национального телевидения. Малийские военные объяснили свои действия недовольством тем, что правительство во главе с президентом Амаду Тумани Туре не в состоянии справиться с ситуацией на севере страны, где с начала января туареги, разжившиеся оружием из Ливии, перешли в наступление против правительственной армии. Вернувшиеся из Ливии наемники присоединились или к НДОА, или к радикальной исламистской группировке «Ансар ад-Дин», которая за минувшие месяцы взяла под контроль поселения Агельхок, Тессалит и Тинзаватен на границе с Алжиром. Под Агельхоком малийская армия потерпела сокрушительное поражение: боевики НДОА взяли в плен и казнили около ста солдат правительственной армии.
Отстраненный от власти президент Тумани Туре не пострадал во время переворота и находится «в добром здравии», заявил лидер мятежников капитан Амаду Саного, не уточнив, где находится глава государства.
Накануне появились сообщения, что президент страны находится под охраной элитных подразделений парашютистов на одной из военных баз. В пятницу представитель МИД Франции Бернар Валеро сообщил, что Париж пока не может выйти на связь президентом Туре. «Мы не владеем информацией о том, где находится президент», — заявил Валеро.
Совет Безопасности ООН потребовал от мятежников, которые в среду заявили о свержении президента страны Амаду Тумани Туре, немедленно восстановить действие конституции и передать власть законно избранному президенту. Генсек ООН Пан Ги Мун призвал путчистов «воздержаться от действий, которые ведут к эскалации насилия и дальнейшей дестабилизации обстановки в стране».
С заявлением о приостановлении программ помощи Мали заявили мировые финансовые организации.
«Всемирный банк и Африканский банк развития осуждают военный переворот и призывают к скорейшему прекращению кризиса. Наши программы сотрудничества приостановлены, за исключением экстренных», — цитирует AFP совместное заявление этих международных организаций.
Франция также заявила о прекращении сотрудничества с новыми властями своей бывшей колонии. Позднее в пятницу стало известно, что Африканский союз приостановил членство Мали в этой организации.
Замминистра иностранных дел России Михаил Богданов назвал переворот в Мали следствием вооруженного конфликта в Ливии. «Мне лично представляется, что это печальное последствие ливийского кризиса. Это последствие того, как он был решен, когда через ливийские границы в северные и северо-восточные районы Мали перетекло и оружие, и боевики. Это стало очень мощной подпиткой различных сепаратистских группировок», — цитирует РИА «Новости» российского дипломата.
Вряд ли туареги продолжат наступление далеко на юг, считает эксперт по Африке Германского института международных и региональных проблем Александр Штрох. «Я никогда не слышал о том, чтобы туареги хотели бы продвинуться на юг настолько далеко, чтобы достичь Бамако. На самом деле первой реакцией Национального движения за освобождение Азавада на переворот было: «Мало что изменилось. Это история Бамако, а мы продолжаем свою борьбу», — отмечает Штрох. Обострение ситуации на севере Мали в большой степени связано с притоком свободно гуляющих по всей зоне Сахеля вооружений из Ливии, уверен эксперт. «Драматизировать» ситуацию Штрох не хотел бы.
«Да, есть международное пренебрежение последствиями (ливийского конфликта) для Африки южнее Сахары, которую наводнили ливийские беженцы, многие из которых были с оружием. Однако, придя в этот регион с оружием, они обнаружили там «Аль-Каиду» (организация запрещена в России) и им подобных, например «Боко харам» или даже сомалийские группировки, так что они просто поделились с ними своим оружием, но считать это свидетельством растущей исламизации региона я не стал бы», — подчеркивает эксперт.
Если брать непосредственно Мали, то, уверен Штрох, «было бы неправильным сказать, что исламизм там представляет значительную угрозу». По словам эксперта, в большей степени следует опасаться вакуума власти: «Постоянно функционирующего правительства сейчас в Мали не существует».