В Госдуме состоялись парламентские слушания по созданию в России общественного телевидения, на котором участники рабочей группы при Минкомсвязи рассказали, какая именно концепция будет принята, а комитет по культуре Госдумы предложил привлечь к работе над проектом Общественную палату. Сама идея общественного телевидения была поддержана президентом Дмитрием Медведевым в его последнем послании Федеральному собранию в декабре. Во всем мире институт общественного телевидения традиционно предполагает, что оно свободно от влияния как государства, так и собственника.
В распоряжении «Газеты.Ru» оказались предложения, подготовленные рабочей группой совета при президенте по правам человека во главе с Михаилом Федотовым к проекту Минкомсвязи. В четверг после слушаний эти предложения были представлены президенту Медведеву. Во время встречи с рабочей группой глава государства сообщил, что в пятницу получит проект указа о создании такого телеканала.
Согласно документу, оказавшемуся в распоряжении «Газеты.Ru», президент получит право участвовать в формировании попечительского совета общественного телевидения и будет утверждать его состав. Предлагать кандидатуры в совет смогут НКО и общественные организации, которые будут направлять свои предложения в Общественную палату и совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека. Те, в свою очередь, выберут из предложенных кандидатур 26 самых достойных и представят их президенту (13 от Общественной палаты, 13 от совета при президенте).
Согласно документу, президент отсеивает пять кандидатур из 26 предлагаемых и подписывает указ о создании попечительского совета из 21 человека.
«Мы ведь должны дать президенту возможность выбора», — сказал «Газете.Ru» Федотов.
Другой источник в рабочей группе сказал «Газете.Ru», что обсуждается и иной порядок формирования попечительского совета, чтобы свои кандидатуры выдвигали Госдума, Совет федерации, Общественная палата и президент, который в любом случае будет утверждать полный состав. На этом варианте изначально настаивало Минкомсвязи.
Согласно предложениям, написанным под руководством Федотова, члены совета не могут занимать государственные должности, находиться на государственной или муниципальной службе, быть депутатами, судьями или иметь интересы в вещательных организациях.
Попечительский совет будет контролировать программную политику общественного телевидения, назначать гендиректора и главного редактора и формировать наблюдательный совет, который будет следить за тем, как расходуются средства, выделенные на финансирование телеканала.
Первый замсекретаря президиума генсовета «Единой России» Сергей Железняк сказал «Газете.Ru», что в ближайшее время Общественная палата проведет специальное заседание, посвященное выработке рекомендаций по контрольным функциям и механизму работы попечительского совета.
Первые несколько месяцев, а возможно, и весь первый год общественное телевидение будет существовать на бюджетные деньги, говорит Федотов. Впоследствии схема финансирования станет иной: будет учрежден специальный фонд общественного телевидения и радио, который будет жить на доходы от целевого капитала — денежных пожертвований, которые сделают добровольцы. Возможно, размер максимального пожертвования от одного человека будет ограничен. Также бизнес-структурам разрешат спонсировать выход отдельных программ.
До сих пор идет дискуссия, как именно будет организовано вещание общественного телевидения — на базе уже действующего телеканала или полностью с нуля. Собеседник в рабочей группе сказал «Газете.Ru», что, скорее всего, будет выбран вариант базирования на уже существующей кнопке и последний обсуждаемый кандидат — Первый канал. Ранее говорили о «России-2» и «Звезде», но от них, по данным источника, отказались.
Депутат Госдумы от «Единой России», член комитета по культуре, участник рабочей группы Роберт Шлегель сказал «Газете.Ru», что считает не менее важным вопрос, как будет организована работа телеканала в интернете.
«Очевидно, что необходимо организовать онлайн-трансляцию и доступ к программам общественного телевидения онлайн. Кроме того, чтобы телевидение было действительно общественным, оно обязано быть интерактивным, надо работать со зрителем через интернет, дать ему возможность мгновенной обратной реакции на программы телеканала», — говорит Шлегель, ставя в пример то, как работает со зрителем телеканал «Дождь».
Среди приглашенных экспертов на парламентских слушаниях выступали не только сторонники, но и противники создания общественного телевидения. Многие выступавшие призвали для начала убрать цензуру с федеральных телеканалов и повысить качество их работы, а уже потом тратить деньги на создание нового телевидения.
«Вы ругаете это ужасное телевидение, которое есть, оно принадлежит государству. Может, лучше стоит подумать, как сделать так, чтобы это ужасное телевидение ушло в прошлое?
Все знают про цензуру, про людей, которых не допускают на экраны, при этом при участии государства вы хотите создавать новое свободное телевидение. Как это понимать?» — вопрошал телеведущий Владимир Познер с трибуны.
Депутат от «Справедливой России», член комитета по культуре Леонид Левин и вовсе назвал проект по созданию общественного телевидения «строительством новой поликлиники рядом с уже работающей плохой». «Надо гарантировать свободу СМИ и запрет цензуры. У государства есть все рычаги, чтобы сделать уже существующее телевидение свободным», — сказал Левин под аплодисменты зала.
Даже единоросс и экс-глава избирательного штаба Путина, депутат Госдумы, режиссер Станислав Говорухин раскритиковал телевизионную инициативу Медведева, сказав, что история с общественным телевидением напоминает ему строительство нового наукограда, когда есть уже 150 городов, находящихся в бедственном положении. «Я в полной панике. Затевается дорогостоящее огромное дело, но, мне кажется, надо сначала навести порядок на остальных каналах. Государева воля — ничего больше не надо, надо один раз пристукнуть кулаком...» — негодовал Говорухин.
Декан факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ Анна Качкаева считает, что для обеспечения независимости телеканала важно не то, кто именно формирует попечительский совет, а то, кто туда войдет и как государство выполнит гарантии невмешательства в программную политику. В любом случае общественному телевидению придется столкнуться с недоверием и коллег, и общества, тем более что широкого обсуждения этой инициативы так и не было проведено.
«Нельзя за два месяца до ухода выступать с такими инициативами, это надо было делать раньше, — сетует Качкаева. — Вообще жаль, что работа по созданию общественного телевидения построена так, что решать все в последний момент будет лично президент. Во всем мире, кроме разве что Туркмении, Белоруссии и России, общественное вещание регулируется специальным законом, у нас же это будет президентский указ».