Отношения лидера «Справедливой России» Сергея Миронова и влиятельного депутата от этой партии, замруководителя ее парламентской фракции Геннадия Гудкова, осложнились за последние сутки после выступлений Миронова на радио «Финам FM» и Гудкова в Twitter.
Причиной стало активное участие Гудкова в протестных митингах.
«Пока мы не собираемся исключать (Гудкова)», — сказал в среду Миронов в эфире радиостанции, отвечая на вопрос, грозит ли Гудкову исключение из партии за участие в протестных митингах. — Мы обсудили этот вопрос (на заседании бюро президиума центрального совета «Справедливой России») и пришли к выводу, что не принимаем никакого оргвопроса, оргрешения. Но по-товарищески, если хотите, мы Геннадию Гудкову сделали, как обычно говорят, последнее предупреждение: «Пожалуйста, думай, помни: где бы ты ни выступал, на каких-то митингах, на каких-то революционных собраниях, если ты выступаешь как представитель партии, то тебя мы на это не уполномочивали. Если будешь своими действиями либо высказываниями наносить вред партии, нам придется с тобой расстаться». Мне кажется, что мы все друг друга поняли».
Это выступление Миронова мгновенно получило широкую огласку в СМИ, интерпретировавших его как очевидное свидетельство серьезного внутрипартийного конфликта и возможного скорого раскола внутри партии.
Интерес общественности к этой истории возрос после появления в Twitter депутата Геннадия Гудкова заочного ответа Миронову.
«Только Миронов, скажем, обманул: никакого разговора о митингах и тем более предупреждениях вчера на бюро не было, — написал депутат поздно ночью. — Про оценку выборов вчера говорили, это правда. Но про митинги, вред для партии, последнее предупреждение — НИ СЛОВА!!! Странное заявление. — Не пойму я С. М. (Сергея Миронова. — «Газета.Ru»). Меня он за митинги исключает, а Сергея Удальцова за это же приглашает. Кто может объяснить это?»
Впрочем, уже в четверг днем Гудков дал более миролюбивый комментарий в эфире «Русской службы новостей»: «Вчера абсолютно была спокойная, дружеская беседа, никаких предупреждений. Он сказал только, что «от имени партии могу выступать только я» (Сергей Миронов. — «Газета.Ru»). Остальные могут высказывать только свои точки зрения. Никаких предупреждений и слов, что мы с тобой расстанемся, сказано и в помине не было. Может быть, он хотел это сказать, но не смог и не пожелал по какой-то причине».
В окружении Гудкова и Миронова говорят, что масштаб конфликта сильно преувеличен и серьезного характера он не носит: просто оба политика неудачно выразились, один — в СМИ, другой — в соцсети.
«Да ничего не происходит. Действительно, после публикации прослушки Гудкова (речь идет о записи частного разговора в кафе между Гудковым и оппозиционным политиком Владимиром Рыжковым, опубликованной порталом Lifenews в январе 2012 года. В ходе разговора Гудков весьма критически отзывался о Миронове, однако потом говорил, что отдельные фразы были вырваны из контекста и смонтированы. — «Газета.Ru») между ним и Мироновым возникло напряжение, но оно не носит серьезного характера. Выходить на митинги и выступать на них нам никто не запрещает, фракция поддерживает тех депутатов, кто участвует. Да, сам Миронов считает их бесперспективными, но другим он этого делать не запрещает. В эфире «Финам FM» он бросил неосторожную фразу, журналисты раздули скандал, только и всего», — объяснил «Газете.Ru» суть происходящего депутат-«эсер» Илья Пономарев. Он, как и Геннадий и Дмитрий Гудковы, постоянно участвует в протестных митингах.
По словам Пономарева, на бюро президиума центрального совета партии Миронов все-таки коснулся темы митингов, однако лично к Гудкову он не обращался и ни о чем его не предупреждал. «Фраза звучала так: ходите, выступайте, но будьте осторожны, помните, что на вас лежит ответственность за партию», — говорит Пономарев.
Вице-спикер Госдумы от СР, ближайший соратник Миронова Николай Левичев подтвердил «Газете.Ru», что масштаб конфликта между Гудковым и Мироновым сильно преувеличен.
«Это все круги по воде, все преувеличено. Случилась какая-то непонятная заочная полемика, при этом, когда мы собираемся, все фигуранты истории общаются крайне вежливо и находят взаимопонимание», — сказал Левичев «Газете.Ru».
«Миронову не надо, чтобы ушли Гудковы, потому что это может повлечь цепную реакцию, и выход людей из партии, и даже парламентской фракции, — считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. — Гудкову же уходить некуда».