Глава МИДа Сергей Лавров в среду предположил, что через аэродром Восточный в Ульяновске НАТО будет перевозить не только так называемые нелетальные грузы. «Соглашение о транзите с рядом государств НАТО включает в себя не только оборудование и технику, но и персонал, контингент, который находится в Афганистане по мандату Совета Безопасности ООН», — цитирует министра ИТАР-ТАСС. Но, по его словам, речи о том, что военные будут находиться на территории России продолжительное время, не идет. «Они не будут нигде жить, они будут просто транзитно пересаживаться с одного вида транспорта на другой», — пояснил министр.
Проект соответствующего соглашения еще не вступил в силу, он будет в ближайшее время внесен на рассмотрение правительства. В Минобороны при этом отрицают обсуждение этого вопроса. «У нас таких планов нет», — заявил журналистам начальник Генштаба Николай Макаров.
«Мы заинтересованы в том, чтобы те, кто пресекает угрозы, создающие проблемы для России внутри Афганистана, эффективно выполняли свои задачи», — передает, в свою очередь, «Интерфакс» с правительственного часа в Госдуме, где выступал Лавров.
По словам дипломата, помощь в доставке грузов международному контингенту в Афганистан Россия «рассматривает как средство оказать содействие тем, кто искореняет в Афганистане террористическую и наркотическую угрозу».
Заключить подобный договор с Североатлантическим альянсом позволяют уже действующие соглашения по поставкам военных и невоенных грузов с Европой, США и НАТО. Речь идет о резолюции Совбеза ООН № 1386 2001 года, в которой Россия берет на себя обязательства по транзиту грузов для международных миротворческих сил.
Накануне вице-премьер Дмитрий Рогозин, долгое время занимавший должность постпреда России при НАТО, в своем Facebook жаловался, что «ему надоело читать про базу США под Ульяновском», и попросил не пугаться «натовских биотуалетов». Вице-премьер также уточнил, что «в Ульяновске минеральная вода, салфетки, палатки и пр. перегружаются с поезда на самолеты и далее следуют в Афганистан — в адрес контингентов стран западной коалиции». По словам Рогозина, «этот транзит коммерческий, то есть бюджет РФ получает за него деньги».
«Не думаю, что транзит через Россию натовской туалетной бумаги является предательством Родины)», — иронизирует вице-премьер.
В среду Рогозин для комментариев был недоступен.
Руководство НАТО обратилось к России с просьбой рассмотреть возможность распространения упрощенного порядка транзита нелетальных грузов из Афганистана с использованием воздушного транспорта в мае 2011. Тогда российские власти предложили аэродром Восточный. Аэропорт был построен в 1983 году, в 1999-м был сертифицирован как международный, он может принимать все типы воздушных судов. Выбор этого места связан с его технологическими возможностями. Взлетно-посадочная полоса в Ульяновске — 5100 м — пятая по длине в мире после ВПП авиабазы Эдвардс в США (11917 м), аэродрома Эмбраер в Бразилии (5967 м), аэропорта китайского города Чамдо (5500 м), и аэродрома в российском Раменском (5402 м). Полоса в Ульяновске считалась резервной для приземления космоплана «Буран».
Таким образом, Восточный сможет принять не только военно-транспортные борты НАТО средней грузоподъемности Alenia C-27 Spartan и Lockheed C-130 Hercules (грузоподъемность 11,5 и 19 т соответственно), но и тяжелый Boeing C-17 Globemaster, который поднимает на борт 78 тонн.
В марте губернатор Ульяновской области Сергей Морозов предполагал, что через аэропорт могут проходить до 30 грузовых рейсов в сутки. «Мы считаем, что это выгодный проект, если НАТО и Соединенные Штаты Америки согласятся создать такой пункт на базе аэропорта Ульяновск-Восточный. Мы считаем, что это даст нам несколько тысяч новых рабочих мест», — цитирует губернатора РИА «Новости».
Использование аэропорта — это не только рабочие места, сказал, в свою очередь, глава местной таможни Валерий Герасев, по его словам, «перевозка одного контейнера стоит 5—6 тысяч долларов, какая-то часть будет оставаться в виде налогов».
Таким образом, все грузы будут проходить через таможню, поэтому аэропорт нельзя считать военной базой. Герасев добавил тогда, что в Ульяновске контейнеры будут по железной дороге переправляться в Ригу и Таллин, а оттуда по морю в Европу. Заявленный оборот — 60 железнодорожных платформ в месяц.
Военные эксперты считают, что от транзита грузов НАТО через Ульяновск Россия только выиграет.
«Четыре года назад мы подписали соглашение, который разрешает пролет бортов, вправо-влево двигаться нельзя. Возможно, «Восточный» находится в этом коридоре, — рассуждает глава Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. — По этому соглашению мы обязаны пропустить через территорию России четыре тысячи бортов, но теперь договоренности предстоит расширить до 20—30 тысяч».
Цыганок считает, что военный контингент, о котором говорит Лавров, — это солдаты, который НАТО будет выводить из Афганистана к 2014 году.
Через Россию, по его мнению, домой попадет часть европейского контингента — французы, голландцы и другие. Сейчас в Афганистане служат 132 тыс. человек, из которых европейцев порядка 40 тыс. Кроме того, отмечает эксперт, Восточный — «один из лучших аэродромов мира», хотя ему и «потребуется реконструкция». Цыганок считает, что Россия должна оказать содействие НАТО в рамках борьбы с наркотрафиком, который может «хлынуть» через Среднюю Азию после вывода войск.
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко предполагает, что договариваться с Россией альянсу приходится в том числе из-за осложнения отношений США и Пакистана, через который проходит еще один маршрут НАТО. Он также отмечает то, что в Восточном есть необходимая для транзита инфраструктура: аэропорт может не только принимать, но и обслуживать тяжелые самолеты. Кроме того, по его словам, для транспортировки могут использоваться ресурсы авиакомпании «Волга — Днепр», которая располагает тяжелыми транспортниками АН-124 «Руслан». Об участии этого предприятия в проекте говорил и губернатор Морозов: «Это значит, что один из крупнейших налогоплательщиков Ульяновской области заплатит нам как минимум в два раза больше налогов». «С одной стороны, хочется патриотически бить себя в грудь, говоря о том, что солдаты НАТО не должны быть в России, и многие будут использовать эту карту, — резюмирует Коротченко. — А с другой, Россия главный выгодоприобретатель от спокойствия в Афганистане, от которого нас отделяет только Казахстан, где тоже ситуация нестабильная. Власти теперь должны внятно объяснить это населению, которое раньше воспитывали в антинатовском духе».