Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

За кого угодно, кроме Ахмадинеджада

В пятницу в Иране пройдут парламентские выборы

В пятницу в Иране пройдут выборы в парламент. Значительная часть оппозиционных сил призвала к бойкоту выборов — таким образом, реформистского крыла в новом меджлисе не будет. За власть будут бороться несколько консервативных группировок: их можно условно разделить на сторонников президента Махмуда Ахмадинеджада и аятоллы Хаменеи.

В пятницу в Иране пройдут выборы в парламент — меджлис. 3444 официально зарегистрированных кандидата от 230 политических движений и групп поборются за 290 мест. Первые выборы после несостоявшейся «зеленой революции» 2009 года пройдут без сколько-нибудь заметного участия лидеров протестного движения, которое взбудоражило Иран после президентских выборов два с половиной года назад.

Часть оппозиционеров сидят в тюрьме или под домашним арестом, часть – впервые за 32-летнюю историю Исламской Республики — призывает к бойкоту выборов.

Два кандидата в президенты 2009 года, Мехди Каруби и Мир-Хосейн Мусави, а также супруга последнего Захра Ранавард более года находятся под домашним арестом практически без связи с внешним миром. Другие лидеры оппозиции — бывший замглавы МВД Сейед Мостафа Таджзаде, экс-глава комитета по обороне меджлиса Мохсен Мирдамади, бывший вице-спикер меджлиса Бехзад Набави, член центрального совета Организации моджахедов иранской революции Фейзулла Арабсорхи, бывший замглавы МИД Мохсен Аминзаде — приговорены к различным срокам тюремного заключения. За решеткой также находятся руководители Фронта участия исламского Ирана экс-президента Мохаммада Резы Хатами Давуд Солеймани и Абдолла Рамазанзаде и многие другие некогда влиятельные политики. Общее число политзаключенных в Иране достигает 900 человек.

Сам экс-президент Хатами еще в декабре призвал своих сторонников игнорировать выборы: «Если все свидетельствует о том, что нам не стоит принимать участия в выборах, такое участие становится бессмысленным».

Давление испытывают не только политические противники президента Махмуда Ахмадинеджада и духовного лидера страны (рахбара) аятоллы Сейеда Али Хаменеи, но и журналисты, адвокаты, гражданские активисты, студенческие лидеры и люди творческих профессий, особенно те, кто поддерживают связи с Западом, свидетельствует опубликованный на этой неделе доклад Amnesty International. В последнее время иранское правительство сконцентрировало свои усилия на борьбе с кибер-оппозицией, лишив в начале прошлого месяца до 30 млн иранцев доступа к сайтам, защищающим конфиденциальность пользователей по технологии SSL.

Можно с уверенностью заключить, что реформистского крыла, которое в этом парламенте имело до 60 мандатов, в меджлисе девятого созыва не будет.

Власть делят между собой несколько консервативных группировок, которые условно можно разделить на сторонников президента Махмуда Ахмадинежада и сторонников аятоллы Хаменеи.

Дебаты между консервативными группировками практически не затрагивают экономических вопросов, хотя инфляция в стране достигает 20%, а безработица – 12%. Сторонники Ахмадинеджада и Хаменеи выясняют отношения, споря о сути президентской власти, исламского правления «велаете-факих», расширения или сужения прав Совета экспертов, который избирает рахбара и в принципе должен контролировать его деятельность.

Ахмадинеджад в прошлом году стал объектом яростных атак со стороны ультраконсервативного духовенства и в конечном итоге проиграл борьбу с аятоллой Хаменеи за влияние. Камнем преткновения стали попытки Ахмадинеджада обеспечить избрание на назначенных на 2013 год выборах своего родственника и главы администрации Эсфандияра Рахима Машайе, которого он попытался сделать вице-президентом. Борьба перешла в активную стадию весной прошлого года, когда несколько сотрудников аппарата президента во главе с Машайе были ненадолго арестованы. Это стало началом долгой кампании по дискредитации президентского окружения, причем контролируемый консервативными богословами меджлис несколько раз публично унижал самого светского главу государства, вызывая на ковер и обсуждая перспективы импичмента.

Тем не менее Ахмадинеджада поддерживают несколько влиятельных групп, в первую очередь Фронт сторонников исламского правительства, Фронт справедливости и сострадания, а также Фронт единства и справедливости. Поддержанные частью руководства Корпуса стражей исламской революции, эти политические объединения наиболее сильны в сельских районах Ирана, чье население по-прежнему поддерживает Ахмадинеджада, который сам вышел из низов.

Против кандидатов условного пропрезидентского блока работают ультраконсерваторы, которые провозглашают себя единственно верными наследниками принципов революции 1979 года, за что они получили наименование «принципалистов».

Объединенный принципалистский фронт, возглавляемый аятоллой Мохаммадом Резой Махдави-Кани, который председательствует в Совете экспертов, считается самой близкой духовному лидеру политической силой.

Власти страны активно агитируют за высокую явку, которая должна стать залогом легитимности выборов, указывая, что заграница ведет активную кампанию по «запугиванию населения».

В среду аятолла Хаменеи объявил, что своим походом на выборы граждане страны «должны показать свою решимость сопротивляться врагу», а глава минобороны Сардар Ахмад Вахиди увязал высокую явку с «защитой страны».

В отличие от ситуации 2009 года, практически невероятно, чтобы недовольство результатами выборов вылилось в какие-то массовые волнения, считает профессор Университета Сиракьюз (штат Нью-Йорк) Мерзад Буруджерди.

Бойкот со стороны оппозиции может оказаться достаточно эффективным, уверен эксперт Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Дмитрий Павлов. «Есть прекрасная возможность снизить явку в крупных городах – Тегеране, Тебризе, Исхафане. От ситуации именно в них будет зависеть весь характер дальнейшего дискурса, который будет доминировать», — отмечает эксперт. По его словам, низкая явка будет болезненным ударом по престижу действующей власти.

«Протестное голосование может пройти по принципу «за кого угодно, кроме Ахмадинеджада».

Выбор есть между его сторонниками и противниками. И тут тоже важен региональный фактор: в крупных городах позиции президенты слабы, и возможно, что большую часть голосов получат другие консервативные силы», – полагает эксперт.

Новости и материалы
В Турции назвали главную опасность отмены системы «все включено»
Команда Трампа заявила, что только он сможет примирить Россию и Украину
Военным с детьми-инвалидами хотят предоставлять жилье вне очереди
Россиянам посоветовали купить биткоины
Рынок корпоративных мероприятий впервые превысил допандемийный уровень
Дипломат перечислила самых активных поставщиков дронов Киеву
Приговоренный к 5,5 года лишения свободы банкир обжаловал приговор в Верховном суде
Военнослужащий сообщил об ударах беспилотников ВСУ по гражданским под Горловкой
Российские бойцы ликвидировали станцию Starlink в зоне СВО
Житель Мариуполя стал фигурантом дела о призывах к насилию над русскими
Продукты в России подорожали на 50-100% за год
Каждый третий россиянин считает Telegram «родным» мессенджером
Овечкин сократил отставание от рекорда Гретцки до 30 голов
Трамп предложил Брендана Карра на пост главы Федеральной комиссии по связи
Над Южной Кореей вновь появились северокорейские воздушные шары с мусором
В США заявили о борьбе за пост главы минфина в окружении Трампа
Forbes назвал лидеров рейтинга российских инвесторов
Российский боец рассказал о бегстве ВСУ после встречи с ВС РФ
Все новости