Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин подготовил доклад о соблюдении прав человека в 2011 году. Документ был представлен президенту Дмитрию Медведеву еще накануне, во вторник, 28 февраля. В среду утром доклад был опубликован на сайте омбудсмена, но спустя 10 минут публикация была удалена. В пресс-службе уполномоченного «Газете.Ru» сказали, что доклад будет опубликован сразу после президентских выборов, возможно, в будущий понедельник, 5 марта. Но текст документа сохранился в кэш-памяти интернет-поисковиков.
В докладе нет неожиданных выводов о выборах, но проблемам, связанным с голосованием, действительно посвящена значительная часть.
О «подъеме общественной активности», проявившемся в декабре 2011 года многотысячными митингами протеста против нарушений на парламентских выборах, Лукин говорит в преамбуле и послесловии к докладу: на его работе в 2011 году гражданская активность отразилась мало, поясняет Лукин.
При этом политические права и свободы в 2011 году по-прежнему заботили малую часть россиян: 1,8% жалоб, рост на 0,6%. В этой категории отмечен 10-процентный рост числа жалоб на нарушение права на обращение, конкретизирует докладчик.
После парламентских выборов 4 декабря жаловаться на нарушение права на участие в управлении государством россияне чаще не стали, констатирует доклад.
Это может быть связано с тем, что выборы пришлись на декабрь, а также с тем, что многие предпочли выйти на акции протеста, не исключает Лукин.
Активизация общества выразилась «не столько в увеличении явки на голосование, сколько в интересе к его официальным итогам, не получившим, как известно, единодушного признания в обществе», отмечает докладчик.
При этом для некоторых государственных органов «взросление» нашего общества», а также расширение технических возможностей наблюдения за выборами стало неожиданностью, полагает правозащитник. Об этом, по его мнению, говорит «повышенно нервная реакция» властей на попытки мониторинга предвыборной кампании, которая выразилась, в частности, в жалобе председателя Центризбиркома Владимира Чурова в Генпрокуратуру на ассоциацию «Голос». Чуров тогда обвинил наблюдателей в деятельности, направленной против «одной из партий», и «покушении на присвоение властных полномочий». В результате прямо накануне выборов ассоциация «Голос» была приговорена к штрафу в размере 30 тыс. рублей.
Лукин не обсуждает пункт обвинения о «присвоении «Голосом» властных полномочий», но не согласен с обвинением в деятельности организации против одной партии.
«Уполномоченный не усматривает в этом чего-то необычного или тем более криминального. Самая мощная политическая сила всегда и везде оказывается в фокусе общественного внимания и зачастую становится объектом острой критики оппонентов», — напоминает Лукин.
Кроме того, Чуров жаловался на одного из инициаторов проекта «Гражданин Наблюдатель», свидетельствует Лукин. Что именно не понравилось главе ЦИК — неизвестно, так как на сайте ЦИК есть только ответ Генпрокуратуры, из которого, впрочем, неясно, потребовались ли меры реагирования, которых требовал Чуров.
Лукин на всякий случай заступился и за «Гражданина Наблюдателя», отметив, что «рассматривает указанный общественный проект как весьма интересную и продуктивную попытку независимого контроля за выборами, достойную одобрения и поддержки».
Сам уполномоченный также столкнулся с ревностью со стороны Мосгоризбиркома, у которого в ноябре пытался запросить копии протоколов об итогах голосования и копии списков избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям. Лукин хотел проверить информацию о подготовке к «карусельному» голосованию, говорится в докладе, но Мосгоризбирком его просьбу «категорически отклонил», сообщив, что рассматривает ее как «попытку недопустимого вмешательства в свою деятельность». В декабре омбудсмен пожаловался на МГИК в прокуратуру Москвы, но ответа, по его словам, еще не получил.
Почти вдвое сократилось количество жалоб на нарушение права на свободу собраний и митингов, удовлетворен Лукин.
Тем не менее в ряде случаев «уведомительный порядок проведения мирных собраний граждан продолжал… подменяться разрешительным», говорится в документе. Кроме того, надо учитывать, что «многие выходящие на протестные акции граждане не испытывают особого доверия к стандартным процедурам защиты своих прав», отмечает автор доклада.