Дмитрий Медведев, как обещал накануне во время встречи с руководителями зарегистрированных политических партий, внес в Госдуму законопроект «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации». Текста законопроекта на сайте Госдумы еще нет, есть лишь пояснительная записка на сайте президента.
В пояснительной записке говорится, что власти не намерены менять существующую избирательную систему, как анонсировал президент в своем послании Федеральному собранию, в ней лишь появится «ряд новаций, направленных на обеспечение представительства избирателей всех субъектов РФ в Госдуме».
«Законопроектом предусматривается сохранить действующую в настоящее время пропорциональную избирательную систему, на основе которой проводятся выборы депутатов Государственной думы», — прямо говорится в документе.
Законопроект во многом повторяет положения действующего закона о формировании Госдумы, подтверждает источник в Кремле. В частности, как и действующий закон, он не предполагает создания партийных блоков, такое разрешение вообще маловероятно в ближайшие годы, отмечает источник. Также не изменится статус наблюдателей на выборах, отмечает источник. В то же время Кремль предлагает ограничить «паровозов» партийных списков в праве на «отсроченный мандат», пояснил источник. Предполагается, что у кандидата, отказавшегося от мандата один раз, второй возможности получить мандат не будет.
Избирательная система, предложенная Кремлем, предполагает разделение России на 225 «территориальных единиц», образованных на основе «единой нормы представительства». Это должно обеспечить примерное равенство территориальных единиц по числу избирателей и соблюдение тем самым принципа равного избирательного права, отмечается в пояснительной записке.
Норму представительства для каждой территориальной единицы предлагается определять путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных в России на 225 территориальных единицах. Количество территориальных единиц внутри каждого региона будет определяться путем деления числа избирателей, зарегистрированных в нем, на число, составляющее единую норму представительства. Регионы, в которых избирателей окажется меньше единой нормы представительства, станут считаться самостоятельной территориальной единицей. Регионам, в которых избирателей больше единой нормы представительства, добавят по одной территориальной единице. Это произойдет после того, как единицы распределят между всеми регионами.
Границы территориальных единиц будет устанавливать Центризбирком, пересмотр их возможен не чаще одного раза в 10 лет и не позднее, чем за год до избирательной кампании, следует из пояснительной записки к законопроекту.
Политические партии, участвующие в выборах, будут разбивать свои федеральные списки на региональные группы по числу территориальных единиц. Сейчас региональные группы в партийных списках соответствуют региону России, группе регионов или части одного региона. Ограничений по числу региональных групп для партий вводить не предполагается, если партия не имеет где-то своих подразделений, она сможет определить территориальных единиц, где ее региональные группы представлены не будут. В этом случае в избирательных бюллетенях у избирателей будет значиться лишь название партии, а имен кандидатов, включённых в региональную группу, соответствующую определённой территориальной единице, не будет.
Общефедеральной части списков у партий больше не будет.
Зато избирательные фонды смогут создавать не только партии, но и кандидаты. Регистрация списков должна быть упрощена, так как партиям не придется собирать подписи в свою поддержку, заявку на участие в выборах можно будет подать на сайте Центризбиркома.
Избирательный барьер предполагается снизить до 5%. «Депутатские мандаты распределяются вначале между федеральными списками кандидатов, а затем внутри каждого списка в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов, предусматривающей передачу мандатов спискам пропорционально полученному ими числу голосов избирателей», — говорится в пояснительной записке.
В методике также заложен компенсационный механизм, который должен обеспечить представительство в Госдуме избирателей, зарегистрированных на территории каждого региона России.
Это представительство будет осуществляться путем передачи не менее одного депутатского мандата федеральному списку кандидатов, получившему наибольшее число голосов в том или ином регионе.
«Ничего по существу не изменилось, избирательная система осталась прежней», — подтверждает доктор политических наук, профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов.
«Просто списки партий будут делиться не на 80 территориальных групп, как было раньше, а на 225. И отменяется федеральная часть списка. Вот и все», — пояснил эксперт.
Принцип распределения депутатских мандатов также остается прежним, предлагаемые новшества касаются распределения мандатов внутри партийного списка, отмечает Голосов. Это относится и к «компенсационному механизму», предполагающему передачу мандатов списку, получившему наибольшее число голосов в регионах, уточняет эксперт, речь о распределении мандатов внутри партийных списков.
Власти испугались менять избирательную систему, считает Голосов. Сначала предполагалось ввести биноминальную систему, предполагающую избрание депутатов Госдумы в 225 двухмандатных округах, напоминает эксперт (это подтверждали источники «Газеты.Ru» в Кремле).
«Видимо, они посчитали и поняли, что это будет абсолютный скандал», — говорит эксперт.
По словам собеседника «Газеты.Ru», его расчеты возможных результатов парламентских выборов в случае введения биноминальной системы в России, показали, что в 2003 году «Единая Россия» получила бы 80% места в Госдуме, несмотря на то, что набрала всего 37% голосов, а в 2011 году – 70% мест при результате около 50% голосов.
Позже, как сообщала «Газета.Ru», в Кремле обсуждалась возможность введения смешанной системы (партийные списки плюс одномандатные округа), но от этой идеи власти также отказались, опасаясь снижения дисциплины в «Единой России», полагает Голосов. «И вот так покрутившись, решили, видимо, вообще ничего не менять», — сделал вывод эксперт.
«Ощущение что любой ценой пытались написать закон, формально отвечающий тексту послания», — отмечает руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев.
В условиях «безголовости» партийных списков возрастают риски обезглавливания партий, отмечает эксперт: «Так как их лидеры будут вынуждены идти по одной из групп, то, вероятно, что против них на территории конкретной группы будет вестись персональная кампания, чтобы данный политик внутри списка партии остался без мандата».
Кроме того, пока непонятно, что произойдет с мандатом, «если первое место на территории займет партия, у которой внутри списка вообще нет группы, привязанной к данной территории»: «Кто в этом случае получает одно гарантированное депутатское место от этой территории? Если другие списки, то с точки зрения избирателя получается абсурд», — недоумевает эксперт. Еще один «потенциальный абсурд» предложенной системы – теоретически возможная победа на территории партии, не прошедшей заградительный барьер в масштабах страны, отмечает Кынев.