Посол Азербайджана в Тегеране Джаваншир Ахунов был вызван в воскресенье в МИД Ирана, где ему была предъявлена официальная нота, обвиняющая его страну в пособничестве агентам израильской разведки «Моссад» в убийстве профессора Тегеранского технологического университета, физика-ядерщика Мостафы Ахмадирошана 11 января этого года.
Причастные к убийству физика-ядерщика «террористы», считают в Тегеране, бежали из страны в Израиль через Азербайджан, что не было бы возможно без помощи азербайджанских властей.
Покушение на Ахмадирошана было совершено по той же схеме, что и предыдущие атаки на иранских ядерщиков. 29 ноября 2010 года неизвестные, передвигавшиеся на мотоциклах, установили бомбы на крыши автомобилей физика-ядерщика Меджида Шахриари и Ферейдуна Аббаси Давани, профессора Университета шахида Бехешти. В результате теракта Шахриари, работавший в Организации по атомной энергии и специализировавшийся на вопросах переноса нейтронного излучения, погиб. Аббаси получил легкие ранения. Впоследствии Аббаси возглавил иранское атомное ведомство. Иранские государственные СМИ назвали смерть Шахриари «мученической».
Сообщения из Тегерана совпали по времени с последним расследованием британской The Times об израильской разведывательной активности на территории бывшего СССР. В субботу газета со ссылкой на представившегося Шимоном сотрудника «Моссада» рассказала о том, что азербайджано-иранская граница является приоритетным для израильской разведки регионом, поскольку позволяет собирать из первых рук информацию о происходящем в Исламской Республике. «Наше присутствие там тихое, но значительное. Мы увеличили его на протяжении прошлого года, что привело нас очень близко к Ирану. Это чудесно рыхлая страна», — цитирует издание собеседника, который уверен в том, что на территории Азербайджана действуют и агенты Корпуса стражей Исламской революции, причем численностью не меньшей, а возможно, и большей, чем агентов «Моссада».
Заодно послу Азербайджана Ахунову пришлось выслушать претензии к поведению азербайджанских таможенников, которые, по мнению иранской стороны, «унизительно» относятся к иранским дальнобойщикам, пересекающим границу двух стран.
Иранский окологосударственный телеканал Press TV передает, что Ахунов пообещал «как можно скорее» передать претензии Тегерана своему правительству. Официальные представители азербайджанского МИДа от комментариев журналистам в воскресенье воздержались.
Между Баку и Тегераном то и дело проскальзывают упреки, объясняющиеся давним противостоянием выступающей патроном Азербайджана Турции и шиитского режима в Иране, а также недовольством азербайджанских властей дискриминационным, по их мнению, отношением Тегерана к азербайджанскому этническому меньшинству на севере страны. Только 1 февраля депутат от оппозиционной Единой партии народного фронта Азербайджана (ЕПНФА) Гудрат Гасангулиев предложил переименовать Азербайджанскую Республику в Республику Северный Азербайджан (тем самым намекая на значительные территории на севере Ирана, где живут азербайджанцы). Этот демарш был заведомо неисполним, но многие посчитали его символическим сигналом, посланным Тегерану с разрешения администрации президента Ильхама Алиева. К тому же раздражение Баку вызывают и укрепляющиеся связи Ирана с давним противником Азербайджана Арменией, чьи войска до сих пор оккупируют значительную часть соседнего государства. Разделяет страны и неурегулированный вопрос о дележе Каспийского моря, вставший после распада Советского Союза.
Сложности в азербайджано-иранских отношениях уже проявлялись месяц назад. Тогда в Азербайджане были арестованы двое подозреваемых в подготовке атаки на израильское посольство в Баку. Власти страны тогда публично объявили, что арестованные азербайджанские граждане Расим Алиев и Али Хусейнов связаны со спецслужбами Ирана, которые вышли на них через иранского гражданина Балагардаша Дадашева. Заявления МВД Азербайджана были сделаны через несколько часов после того, как «легли» несколько азербайджанских правительственных сайтов. На их первых страницах появились изображения лидеров Азербайджана и Израиля с подписями «слуги евреев» и «враги ислама».