Во вторник президент США Барак Обама выступил с речью «О положении в стране». Его речи перед обеими палатами конгресса очень ждали, поскольку она была последней перед выборами, которые пройдут 6 ноября.
Обама выступил с едва ли не самой агрессивной речью за время своего президентства, жестким тоном заявив о необходимости побороть социальное неравенство, для чего от конгресса он потребовал увеличить налоги на сверхбогатых.
«Нет вопроса более важного», — объявил он в начале полуторачасовой речи, которую на этот раз прерывали аплодисментами почти исключительно однопартийцы президента демократы. «Миллионы американцев, которые упорно работают и живут по правилам каждый день, заслуживают того, чтобы правительство и финансовая система делали то же самое, — заявил Обама. — Пришло время применять одни и те же правила и внизу, и наверху. Никаких операций по спасению, никаких подаяний, никаких отговорок. Америка, построенная на века, требует ответственности от каждого».
Выступая едва ли не от имени активистов нового движения «Захвати Уолл-стрит», которое взяло на вооружение лозунг «Нас 99%» против 1% сверхбогатых американцев, Обама подтвердил свое намерение перекроить систему налогового и финансового регулирования. Он потребовал повышения до 30% подоходного налога на получающих более $1 млн в год: для подтверждения тезиса о несправедливости нынешнего уровня налогообложения Белый дом пригласил на церемонию секретаршу миллиардера Уоррена Баффета. Поддерживающий демократов финансист активно выступает за рост социальной ответственности крупного бизнеса, утверждая, что сам платит меньший налог на доходы, чем все остальные сотрудники его фирмы. С днем обращения Обамы к конгрессу совпало и раскрытие информации о доходах, обещавшееся главным соперником президента-демократа в гонке 2012 года республиканцем Миттом Ромни. Бывший губернатор Массачусетса, только за последние два года заработавший $42 млн, платил с них лишь 13,9% в 2010 году и собирается выплатить 15,4% в 2011-м. Он платит налог по меньшей ставке, чем большинство американцев среднего класса, поскольку в отношении него действует льгота, как для инвестора.
«Вы можете это назвать классовой войной, как все вы хотите, — почти напрямую обратился Обама к своим республиканским соперникам. — Но просить миллиардера платить те же налоги, что и его секретарь, - большинство американцев назвали бы это здравым смыслом»
Помимо этого Обама предложил зафиксировать минимальную ставку нового налога на доходы, получаемые американскими компаниями за рубежом. Кроме того, он считает нужным создание нового контролирующего органа, который озаботился бы соблюдением правил честной конкуренции на иностранных рынках, включая китайский.
«Это лучшая карта, с которой он мог сходить, особенно учитывая, что Митт Ромни раскрыл свои налоговые вычеты», — цитирует Reuters Генри Брейди, декана Школы публичной политики им. Ричарда и Роды Голдман при Калифорнийском университете в Беркли.
Другим приоритетом внутренней политики президент объявил достижение энергетической независимости США. «В течение последних трех лет мы разрешили бурение на миллионах акров нефтяных и газовых месторождений, и сегодня вечером я даю указание своей администрации открыть более 75% наших потенциальных шельфовых ресурсов», — заявил он сенаторам и конгрессменам. «Но при наличии лишь двух процентов мировых нефтяных ресурсов одной нефти недостаточно. Нашей стране нужна единая, всеобъемлющая стратегия, которая позволит развить все источники энергии в США. Эта стратегия будет способствовать чистоте окружающей среды, удешевлению энергоресурсов и созданию новых рабочих мест», — подчеркнул Обама.
Внешней политике, в частности России, в речи Обамы был уделен необходимый минимум, но Москву Вашингтон рассматривает, как следовало из речи Обамы, лишь с точки зрения бизнес-привлекательности. «Конгресс должен озаботиться тем, чтобы ни одна иностранная компания не имела большей выгоды, чем американские производители, при получении доступа к финансам и торговым площадкам в России. Наши работники лучшие в мире. И на общем игровом поле, обещаю вам, Америка всегда будет побеждать», — заявил президент, попросив отмены поправки Джексона — Вэника, которая не позволяет установить с Россией режим наибольшего торгового благоприятствования.
Оригинальностью внешнеполитическая часть речи американского президента не отличалась: он подтвердил обещание, что к лету этого года Афганистан покинут еще 23 тыс. американских военнослужащих, вновь пообещал использовать любые средства для того, чтобы Иран не стал ядерной державой, а также предрек, что перемены в Сирии не будут повернуты вспять режимом Башара Асада.
Эксперты не сомневаются, что послание Обамы было предвыборным.
Оно стало «в куда большей степени «дорожной картой» того, как Обама как кандидат на переизбрание намерен капитализировать свои новые преимущества, нежели планом работы правительства на следующий год», пишет The Washington Post. «Обещание почти невыполнимое», говорит обозреватель Reuters Джефф Мейсон. Действующему президенту удалось использовать не только риторику повышения налогов, но и последние данные о снижении числа первичных заявок по безработице до минимального за последние четыре года уровня. Хотя безработица и остается высокой — на уровне 8,5%, администрация удовлетворена тем, что новых безработных не становится больше. «Слова господина Обамы «об экономике, которая будет работать годы», возможно, были слишком простонародными, — резюмирует в редакционной статье The New York Times. — Но он был прав в том, что страна не может рассчитывать на какую-то невидимую руку при разработке стратегии конкуренции в XXI веке. Вашингтон должен сделать намного больше для создания длительных рабочих мест, поддержки новых отраслей промышленности, создания новой инфраструктуры, готовой поддержать живую экономику и ответить на вызовы климатических изменений и энергетической зависимости».