Вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин, ответственный за оборонно-промышленный комплекс, предложил раскрыть доходы владельцев оборонных предприятий. Сейчас они это делать не обязаны, декларации о доходах подают только госслужащие и главы госкорпораций. Одно из первых своих предложений Рогозин, назначенные на пост зампреда правительства по ВПК в конце декабря, высказал на совещании о контроле над расходами бюджетных средств, которые планируется потратить на госпрограмму вооружений. В 2011—2020 годы на эти цели должно быть выделено 20 трлн рублей — почти два годовых российских бюджета. В совещании у Рогозина приняли участие главный военный прокурор Сергей Фридинский, замминистра внутренних дел Игорь Алешин, а также представители ФСБ, Следственного комитета, Счетной палаты, военно-промышленной комиссии при правительстве.
«Мною готовится проект поручения по декларации доходов лиц, участвующих в управлении предприятиями оборонно-промышленного комплекса», — цитирует «Интерфакс» Рогозина.
Кроме того, вице-премьер планирует добиться большей прозрачности собственников оборонного комплекса.
«Необходимо установить цепочку истинных владельцев предприятий», — отметил Рогозин. Он объяснил, что в настоящее время зачастую невозможно понять, кто является истинным владельцем предприятия, поскольку общаться приходиться с менеджментом, а не с собственниками, поэтому «настоящая схема выглядит либо запутанной, либо является перекрестной».
Коснулся Рогозин и проблемы ценообразования продукции ВПК. Вице-премьер сообщил, что подготовил обращение в Российскую академию наук и Высшую школу экономики с предложением предоставить свои оценки по расчету ценообразования продукции военного назначения. По его словам, необходимо разобраться с проблемой ценообразования на вооружение и нарушениями в ходе конкурсов на его закупку.
Рогозин отметил, что в настоящее время реальная рентабельность предприятий оборонной промышленности составляет от 5% до 8%. Вице-премьер отметил, что этого недостаточно. «Должно хватать не только на выживание, но и на модернизацию производства, закупку станков, зарплаты рабочим», — заметил вице-премьер.
При этом если средств для головных предприятий не хватает, то рентабельность смежников может превышать 30%, отметил вице-премьер.
Рогозин упомянул, что, по данным Счетной палаты, средства на оборону и безопасность зачастую используются неэффективно.
При назначении на должность вице-премьера Рогозин пообещал бороться с коррупцией в оборонно-промышленном комплексе. «Родина выделила большие деньги на военно-промышленный комплекс. Я обещаю, что каждый рубль, каждая копейка дойдут до адресата, дойдут до армии и флота», — сказал чиновник президенту Дмитрию Медведеву.
В предприятиях ВПК идею поддержали. «Главная цель Рогозина — выстроить прозрачную и понятную систему, не подверженную коррупции», — уверен пресс-секретарь Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Кравченко. По его словам, это только первый шаг по выработке механизма противодействия коррупции. «Это идея здравая, в дальнейшем ее необходимо будет расширять. Чем раньше механизм заработает, тем лучше и для государства, и для бизнеса», — отмечает Кравченко.
Оценка Рогозиным рентабельности предприятий оборонной промышленности совпадает с рентабельностью судостроителей, подчеркивает Кравченко. «Рогозин оперирует огромными цифрами, поэтому сравнивать некорректно. Могу судить только с нашей кочки. К сожалению, большинство наших контрактов не превышает планку нескольких процентов. До 10% никто не дотягивает», — отмечает пресс-секретарь ОСК.
«Придется проверить около полутора тысяч предприятий. К ним (проверкам. — «Газета.Ru») должны быть привлечены спецслужбы, которые должны будут выяснить счета владельцев предприятий в России и за рубежом», — отмечает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. По его словам, за последние 20 лет образовалась прослойка людей в оборонной промышленности, имеющая активы как в России, так и за рубежом.
«А это уже вступает в прямую конфронтацию с интересами государства. Такие люди легко уязвимы для вербовки зарубежными спецслужбами», — полагает эксперт. Коротченко надеется, что речь пойдет не только о действующих собственниках предприятий, но и о прежних владельцах. «Есть ведь те, кто снят за срыв гособоронзаказа. Эти люди не должны остаться безнаказанными, проверка должна касаться и их», — добавил он.