Последний раунд выборов в нижнюю палату египетского парламента зафиксировал победу умеренных и радикальных исламистов. Явка в ходе последнего раунда выборов была исключительно низкой, пишет египетская газета Al Masry al-Youm.
Радикальные фундаменталисты из партии «Ан-Нур» получили в общей сложности 25% мандатов, а политическое крыло умеренных по сравнению с «Ан-Нур» исламистов из движения «братья-мусульмане» (организация запрещена в России) Партия свободы и справедливости (ПСС) – около 45% мест в парламенте.
Уже можно подсчитать, как распределятся 397 мандатов из 498. 181 место пока получает ПСС, 100 достаются «Ан-Нур», скромную фракцию из 8 человек получает еще одно политическое объединение умеренных исламистов — партия «Васат».
Те же политические силы, что выступали на переднем фронте февральской революции против режима Хосни Мубарака (либералы, левые и прозападная молодежь), получили куда более скромный результат, чем прочили им самые пессимистические прогнозы. Правоцентристские приверженцы светского арабского национализма из партии «Новый Вафд» получают лишь 35 мандатов, «Египетский блок», состоящий из Партии свободных египтян, Египетской социал-демократической партии и партии «Тагамму», собирает пока в Народном собрании фракцию из 29 депутатов. Левый блок «Революция продолжается» пока представлен десятью депутатами, а либералы из блока «Реформы и развитие» — девятью народными избранниками. 25 мандатов делят другие партии, а также независимые кандидаты, представляющие в том числе интересы и основную политическую силу «старого режима» — запрещенную Национал-демократическую партию Мубарака.
«Мы довольны результатом и счастливы, что в парламенте будут представлены 15 или 16 партий», — цитирует Reuters замглавы ПСС Эссама аль-Эриана.
Это не окончательные результаты: итоги последнего раунда голосования еще не подведены. Во вторник проголосовали последние восемь провинций Египта: Гарбия, Дакахлия, Кальюбия, Кена, Матрух, Новая Долина, Северный Синай и Эль-Минья. Еще в пяти провинциях в некоторых избирательных округах были проведены перевыборы по решению суда. В Дакахлии довыборы по одномандатным округам еще только должны состояться (их дата пока не определена), а Южный Синай проголосует в два тура в течение недели. В это же время пройдет голосование за одномандатников в Кене.
Последний тур разделил умеренных и радикальных исламистов. Два крыла политического ислама обменялись жесткими обвинениями в подтасовке результатов голосования и давлении на избирателей, причем в Новой Долине противостояние было таким острым, что потребовало вмешательства армии.
По жалобе ПСС генеральный прокурор санкционировал проверку деятельности активистов «Ан-Нур», которые, как заявил представитель «братьев-мусульман» Халед Азкаль, «использовали мегафоны, чтобы направить избирателей на голосование за их кандидатов».
Главной сенсацией этих выборов оказалось более чем удачное выступление салафитов-«нуристов», считающих демократию «ересью».
Запад обеспокоен результатами выборов в Египте. Победа ультраконсерваторов «повернула бы ход истории вспять и вернула бы (страну) к законам, по которым мусульманские земли управлялись во времена пророка Мухаммеда», считает обозреватель телеканала CNN Фрида Гитис. Как и многие аналитики, она перечисляет самые одиозные предложения кандидатов от «Ан-Нур» — от лишения женщин политических прав и запрета употребления алкоголя до отрубания рук ворам, как требует Коран. В таком окружении даже «братья-мусульмане» (в России они официально признаны террористической организацией) кажутся респектабельными политиками, отмечает Гитис.