Митинги vs Реформа
2012 год в России начнется с новых акций протеста и масштабной политической реформы, которая стала ответом на массовые волнения по итогам думских выборов в декабре.
Новые оппозиционные митинги, как ожидается, пройдут в феврале, сказал «Газете.Ru» сопредседатель незарегистрированной партии ПАРНАС Борис Немцов.
«Крупные митинги надо проводить вместе с маршами, и это надо делать в феврале — видимо, в начале и в конце. Мы будем делать все, чтобы в них приняло участие еще больше людей, чем в митинге на проспекте Сахарова», — считает Немцов.
У протестов пока не появился единый лидер, и не факт, что ответ на это вопрос будет дан в феврале. Единый лидер акциям протеста пока не нужен, считает директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, поэтому лидеры понадобятся, если власть будет готова начать переговорный процесс, отмечает политолог.
Виноградов считает, что на роль лиц, олицетворяющих протест, могут претендовать несколько кандидатур: телеведущий Леонид Парфенов, писатель Борис Акунин, политзаключенный Михаил Ходорковский. Варианты экс-министра финансов Алексея Кудрина или бизнесмена Михаила Прохорова выглядят искусственно, добавляет политолог.
«Есть вариант, при котором знаменем оппозиции станет создатель антикоррупционного проекта «Роспил» Алексей Навальный, однако ему для начала придется определиться со своим политическим стилем и понять, как можно остаться яркой фигурой для одной части протестующих и не пугать другую», — считает политолог.
В случае если власть не пойдет на диалог в течение января, протесты могут радикализоваться, прогнозирует заместитель Центра политических технологий Алексей Макаркин. Вся интрига заключается в том, решится ли власть на вариант «круглого стола» с непарламентской оппозицией: на данном этапе в высшем политическом эшелоне страны единого мнения на этот счет нет, говорит политолог. «Если протест радикализуется, то оппозиция будет требовать уже переноса именно президентских выборов, а не просто обещания провести их честно. Пока что ситуация подвешена, однако долго она такой оставаться не может», — добавляет политолог.
Практически одновременно с митингами должна проясниться судьба политической реформы, затеянной Дмитрием Медведевым под конец года. Она предусматривает отказ от многих принципиальных вещей, которыми характеризовалась политическая система нулевых (резкое ограничение партийной регистрации, отказ от выборов главы регионов, монополия на ТВ).
Медведев обещал упростить правила регистрации политических партий, вернуться к выборам губернаторов и изменить порядок формирования Госдумы. Законопроекты об общественном телевидении, о выборах губернаторов и изменении порядка формирования Госдумы еще не внесены в парламент, но, согласно поручению премьера, попадут туда до 15 февраля.
Хотя, как утверждают источник «Газеты.Ru» в администрации президента, никакого «президентского фильтра» при выборах губернаторов, скорее всего, не будет: сами по себе послабления уже вряд ли достаточны для протестующих.
«Накал акций протеста носит антипутинский характер, а не характер требования политических реформ», — говорит директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
Вряд ли снизит градус напряжения и система пропорционального представительства избирателей по 225 территориальным округам. Реформа предусматривает двухмандатные округа, сказал «Газете.Ru» источник в Кремле. «Эта система используется во многих странах мира, например в Австралии, и она хорошо себя зарекомендовала», – сказал источник. Эта система (также известная как биноминальная) была впервые использована в Чили сторонниками Аугусто Пиночета в 1989 году. Она позволяет сохранять влияние во власти наиболее крупным партиям при формальном участии большого числа различных движений.
Выборы Путина
Главным событием 2012 года в России должны стать выборы нового президента. Впрочем под конец 2011 года наиболее вероятным сценарием оставался тот, при котором новизна главы государства окажется весьма относительной. Выдвижение в президенты Путина источник «Газеты.Ru» в Кремле назвал «четвертым сроком», намекая на то, что будучи премьером Путин своего влияния в принципе не терял.
Но никогда ранее для Путина выборы не были настолько непростыми. Впервые с 1996 года эксперты всерьез говорят о перспективе второго тура. При этом штаб Путина, который по факту возглавляет новый первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин, по данным «Газеты.Ru», все же ставит задачу победы в первом же туре.
Ключевой проблемой при этом становится честность голосования и подсчета голосов. Сам Путин уже выступил с предложениями прозрачных урн и повсеместных веб-камер на избирательных участках. Но большинство экспертов пока отмечают, что как раз при честных выборах вероятность второго тура как никогда высока. В этом случае очевидным фаворитом на попадание в пару с Путиным становится лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
Интригой становится позиция Михаила Прохорова, который в первом туре может оттянуть на себя протестный некоммунистический электорат. За три дня до своего выдвижения Прохоров в своем блоге утверждал, что только Путин может удержать ситуацию, а потому высока вероятность, что во втором туре бизнесмен поддержит как раз действующего премьера (сложно представить себе участника списка Forbes, призывающего голосовать за Зюганова).
Тем самым Прохоров может сыграть роль генерала Александра Лебедя, поддержавшего в 1996 году Ельцина в противовес все тому же лидеру коммунистов.
Другие кандидаты на пост президента уже давно хорошо знакомы – лидер ЛДПР Владимир Жириновский, лидер «Яблока» Григорий Явлинский, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Кампанию разбавил неизвестный избирателю на федеральном уровне выходец из Санкт-Петербурга, губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, который играет роль страховочного кандидата на случай, если все остальные, кроме Путина, вдруг решат сойти с дистанции и тем самым сорвать голосование.
В случае если проблема фальсификаций 4 марта окажется столь же масштабной, как и на думских выборах, это неминуемо приведет к новым масштабным акциям протеста, а итог этого политического кризиса станет непредсказуемым.
Смена правительства
Еще на сентябрьском съезде «Единой России» пока еще действующий президент Дмитрий Медведев объявил, что состав будущего правительства кардинально обновится. И даже если по каким-то причинам правительство в мае возглавит не Медведев, кабинет министров в любом случае ожидает встряска, которая уже началась.
Эксперты отмечают, что кадровые решения тандема непредсказуемы, но некоторый прообраз будущего кабинета уже начал формироваться, и это обсуждается кулуарно.
Если суммировать все существующие прогнозы относительно будущего состава правительства, то так или иначе очевидно, что кабинет существенно омолодится. Это в принципе уже началось, когда в конце декабря вице-премьерами были назначены постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин и первый замглавы администрации Кремля Владислав Сурков.
Среди других потенциальных членов кабинета называют таких людей из окружения Медведева, как Аркадий Дворкович или Евгений Юрьев (советник по социальной политике).
Кандидатами на замену считаются глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, глава Минобразования Андрей Фурсенко (его несколько раз публично критиковал Медведев), давно достигший пенсионного возраста вице-премьер Виктор Зубков. Сотрудники МИД давно рассказывают о том, что на покой просится министр иностранных дел Сергей Лавров. Одним из претендентов на его место может стать экс-глава думского комитета по международным делам Константин Косачев, который уже в начале года должен занять пост заместителя министра иностранных дел. Уже точно в начале февраля перестанет быть министром Виктор Христенко, который возглавит надправительственный орган таможенного союза. На его место прочат заместителя Христенко Дениса Мантурова.
Сама структура правительства может существенно измениться: речь идет о разделении министерств, которые были слиты воедино во время административной реформы 2004 года. Это, прежде всего, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования и науки, Министерство связи и массовых коммуникаций. Собеседники «Газеты.Ru» во власти и среди предпринимателей прогнозировали, что, например, пост министра труда может достаться советнику Медведева Юрьеву, пост министра по СМИ пресс-секретарю Медведева Наталье Тимаковой, среди кандидатов на пост главы Минсвязи назывался экс-глава «Вымпелкома» Александр Изосимов.
В правительстве может остаться Дмитрий Козак, считают эксперты. Козак курирует Олимпиаду в Сочи — пока другой человек будет входить в курс дела, уже Олимпиада пройдет, констатирует политолог Алексей Макаркин. «На Олимпиаде замена практически невозможна», — согласен с ним вице-президент Центра политических технологии Борис Макаренко.
Из действующих министров в кабинете нового премьера, которым Владимир Путин пообещал назначить нынешнего президента Дмитрия Медведева, могут остаться глава Минэкономики Эльвира Набиуллина и министр финансов Антон Силуанов, давний соратник Медведева, министр юстиции Александр Коновалов.
«Уже наметилась тенденция, когда «путинские» люди направляются ближе к Кремлю, — отмечает Макаренко. — Очевидно, что тандем перестает существовать и российская политика возвращается к тому, что есть президент и есть президентское правительство». При этом эксперты подчеркивают, что в новом кабинете наверняка соберутся очень разные люди. «У нас всегда правительство было достаточно пестрым», — отмечает Макаренко. «Правительство будет разным — оно не будет целиком либеральным или целиком консервативным», — согласен Макаркин.
Судебная смена
В судебной сфере в 2012 году российским властям предстоит решить один из важнейших кадровых вопросов: назначение председателя Конституционного суда России. Четвертый срок полномочий главы Конституционного суда Валерия Зорькина истекает 21 февраля 2011 года. В 2012 году главу КС впервые назначит Совет федерации по представлению президента из числа действующих судей КС. До сих пор председателя КС избирал пленум Конституционного суда. В случае с Конституционным судом «единственное, чем ограничен президент, — численным составом самого КС», отмечает судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова.
Новый председатель КС будет назначен на 6 лет, выборы председателя проходили раз в три года. Никаких формальных препятствий нет даже для переназначения Зорькина, которому через два года исполнится 70 лет: поправки 2009 года отменили понятие предельного возраста для председателя КС.
При Зорькине, который возглавляет КС с 1991 года ( с перерывом), Конституционный суд фактически узаконил понятие «политической целесообразности» для властей, принимающих те или иные решения, кажущиеся гражданам неконституционными.
Так, в 2005 году КС признал конституционным резкое повышение необходимой для регистрации численности партий с 10 тысяч до 50 тысяч человек, обосновав его «политической целесообразностью». А в 2010 году также была обоснована конституционность введения полностью пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах.
Поскольку назначение нового главы Конституционного суда должно состояться до выборов президента России, назначенных на 4 марта 2012 года, нельзя исключить, что действующий президент Дмитрий Медведев выберет кандидатом на пост председателя КС судью, назначенного по его инициативе. Выдвиженцев Медведева в КС сейчас трое: два бывших председателя избиркома Приморского края — Константин Арановский и Сергей Князев, а также пришедший в КС с поста завкафедрой Уральской государственной юридической академии Александр Кокотов. Кокотов окончил Уральскую юракадемию, проректором которой был советник нынешнего президента Вениамин Яковлев. Арановский учился с Медведевым в аспирантуре СПбГУ, Князев окончил ту же аспирантуру.
В ноябре 2012 года истекают полномочия российского судьи Европейского суда по правам человека Анатолия Ковлера. Минюст России в июле объявил конкурс, в настоящее время известны имена шести «полуфиналистов», из которых президент должен выбрать троих: судья в ЕСПЧ по делу «ЮКОС против России» Андрей Бушев, судья по уголовным делам Верховного суда Ольга Ведерникова, советник КС, судья Международного трибунала ООН по Руанде Бахтияр Тузмухамедов, судьи Высшего арбитражного суда Дмитрий Дедов и Людмила Новоселова, а также адвокат Дмитрий Матвеев. Окончательный выбор судьи ЕСПЧ от России будет сделан из трех претендентов, выбранных президентом.
В середине декабря процедуру отбора претендентов омрачил первый скандал. Московская Хельсинкская группа заявила в ПАСЕ, что российские власти «предотвратили проведение открытого, прозрачного конкурса и сделали практически невозможным отбор наиболее достойных кандидатов». Правозащитники недовольны тем, что конкурс на замену Ковлера был объявлен в середине лета, когда многие находились в отпусках и не успели подать заявки, о конкурсной комиссии ничего не сообщалось, а организатор конкурса – Минюст — вызывает серьезные нарекания правозащитного сообщества. МХГ собиралась рекомендовать в судьи ЕСПЧ судью КС в отставке Анатолия Кононова, главу общественного объединения ЮРИКС Аниту Соболеву, главу организации «В защиту прав СМИ» Галину Арапову и двух членов МХГ — судью в отставке Сергея Пашина и главу Центра содействия международной защите, адвоката Каринну Москаленко. По итогам конкурса правозащитники обеспокоены тем, что главным критерием выбора судьи станет его «лояльность …к будущему российскому президенту, кем бы он ни был». В Минюсте претензии отвергли, отметив, что прописанной процедуры конкурса не существует, а многие страны вообще не проводят конкурсов.
Внешнеполитическое событие года
Главным внешнеполитическим событием года, которое крайне важно и для России, обещают стать президентские выборы в США. Предстоящая гонка за кресло лидера самой влиятельной страны мира стартует уже в начале января и продлится почти целый год. Нынешний хозяин Белого дома демократ Барак Обама объявил о том, что будет претендовать на переизбрание, еще за полтора года до выборов — 4 апреля этого года. Впервые команда действующего президента использовала для этого видеосервис YouTube.
«Мы открываем офисы, распаковываем коробки и начинаем разговор со сторонниками, такими как вы, чтобы проложить наш путь к победе. 2012-й начинается сейчас, и именно здесь вы можете сказать, что вы с нами», – говорилось на официальном сайте кампании.
В течение весны-лета уходящего года определился и основной состав его потенциальных соперников от Республиканской партии. О своем желании побороться на праймериз объявили сразу несколько грандов республиканского лагеря: бывший губернатор Массачусетса Митт Ромни (он уже соревновался за номинацию на выборах 2008 года, но проиграл тогда сенатору Джону Маккейну), экс-спикер палаты представителей Ньют Гингрич, вызывающий у демократов идиосинкразию из-за его роли в «республиканской революции» 1994 года, лишившей Билла Клинтона большинства в обеих палатах конгресса, три бывших губернатора (соответственно Нью-Мексико, Миннесоты и Юты) Гэри Джонсон, Тим Поуленти и Джон Хантсмен, а также экс-сенатор от Пенсильвании Рик Санторум.
Официальная гонка внутри Республиканской партии начнется только 3 января. Тогда в штате Айова пройдут первые «кокусы» — собрания первичных партийных организаций, которые назовут своих кандидатов в президенты. Неделю спустя состоятся полноценные первичные выборы (праймериз) в Нью-Хэмпшире.
Для республиканцев гонка за право выдвижения закончится 27 августа в Тампе, штат Флорида, где в тот день откроется трехдневный Национальный съезд партии. Формального утверждения в качестве кандидата Обаме придется ждать еще неделю: демократы соберутся на свой съезд 3 сентября. Он пройдет в городе Шарлотт, штат Северная Каролина.
По всем параметрам кампания 2012 года сильно отличается от гонки четырехлетней давности.
Тогда команда республиканцев — Джорджа Буша-мл. и вице-президента Дика Чейни, чрезвычайно непопулярных, — не стала выставлять никого из своей среды, предоставив консервативному большинству самостоятельно решать, кого они хотели бы видеть в Белом доме. От демократов же в президенты выдвигались не только харизматичные, но и очень необычные кандидаты — Хиллари Клинтон и Барак Обама. «Женщина и чернокожий, — рассуждали тогда наблюдатели, — возможно, это слишком много». Сейчас слабому президенту Обаме (рейтинг его одобрения стабильно держится ниже 50%, что заставляет сравнивать его с «классическим» слабым президентом-демократом Джимми Картером) противостоит плеяда по-своему ярких, но не вполне удовлетворяющих «срединному» избирателю кандидатов.
Выборы уже не вызывают такого энтузиазма, свидетельствует опубликованное в конце декабря исследование Центра по изучению американского электората, предрекающего 6 ноября низкую явку. «У республиканцев есть надежда, что их консервативный избиратель придет на участки из своей нелюбви к президенту, даже если его собственный кандидат будет не слишком воодушевляющим выбором, — рассуждает газета Politico. — Конечный результат может быть таков, но кто-то в партии беспокоится насчет того, не является ли это рецептом для повторения ситуации 1996 года, когда невоодушевляющий республиканский кандидат не смог представить альтернативу ослабленному демократическому президенту».