Владимир Рыжков, сопредседатель незарегистрированной партии ПАРНАС:
— Есть две новости, хорошая и плохая. Хорошая новость состоит в том, что это, безусловно, реакция на выступления общества, на Болотную площадь. В этом нет никаких сомнений, поскольку выступление президента полностью соответствует не только требованиям митинга на Болотной площади, но, я скажу больше, предложенная реформа фактически повторяет четыре блока требований ПАРНАСа. Во-первых, это радикальная политическая реформа — возвращение выборности губернаторов, возвращение одномандатных выборов, упрощение процедуры регистрации партий и введение демократического принципа формирования избирательных комиссий. Во-вторых, это радикальная реформа судебных и правоохранительных органов. В-третьих, это радикальная борьба с коррупцией — Медведев же говорит о контроле за расходами чиновников. В-четвертых, это радикальное раскрепощение экономической жизни.
Плохая новость в том, что Медведев не решился выполнить требования Болотной площади в полной мере. Он не признал итоги парламентских выборов нелегитимными и не отменил их, он также не заявил об освобождении политических заключенных, включая Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.
Таким образом, мы имеем нелегитимный парламент, а в марте эта ситуация усугубится, потому что президент, выбираемый по таким правилам, будет тоже нелегитимным. Так что эти заявления не удовлетворят Болотную площадь и не удовлетворят проспект Сахарова.
Мы в ПАРНАСе предлагаем следующий выход из политического кризиса. Первое — объявить этот парламент переходным. Второе — в течение трех месяцев принять законы о демократизации политической жизни. Третье — в октябре провести новые парламентские выборы. Четвертое — перенести президентские выборы с марта на октябрь и провести их по новым правилам, которые подтвердят легитимность новоизбранного главы государства. Пятое — мы инициируем создание «круглого стола», объединяющего власти, оппозицию и гражданское общество. Это будет революция, но революция бархатная, которая обеспечит легитимный переход к демократии.
Сергей Неверов, секретарь президиума генсовета «Единой России»:
— Послание президента Федеральному собранию стало конкретным планом демократизации политической системы, построения новой конфигурации власти и, как следствие, ее качества. Если предыдущее послание было больше направлено на решение социально-экономических проблем, то реализация нынешнего станет настоящим прорывом в развитии демократии в стране, реальном усилении гражданского общества, вовлеченности людей в принятие важнейших государственных решений.
Медведев дал четкий сигнал оппозиции и всем, кто за ней стоит, что любые попытки манипуляции обществом, политические авантюры, способные расшатать ситуацию, в стране не пройдут. При этом ни о каком насилии, попытках «закрутить гайки» речь не идет, любые вопросы президент предлагает решать только демократическим путем, через расширение возможностей общества влиять на принятие решений, выбирать пути развития страны. Такой подход отвечает интересам всех конструктивных сил, всех, кому небезразлична судьба нашей страны.
Ответом на запрос общества станут предложенные президентом прямые выборы глав регионов, упрощение регистрации партий, отмена сбора подписей на выборах, сокращение количества подписей для участия в выборах президента.
Эти меры позволят создать в России условия особого благоприятствования, в первую очередь для политических партий. Изменение порядка выборов депутатов Госдумы также поможет укрепить связь между обществом и законодательной властью. Пропорциональное представительство по 225 округам станет аналогом одномандатных округов, но при этом выдвижение будет проходить от политических партий. Такая система позволит каждой территории получить своего представителя, приведет в парламент людей, за которыми стоят жители конкретного города, села, деревни.
Илья Пономарев, депутат Госдумы от «Справедливой России»:
— Речь президента началась с оскорблений, продолжения тех оскорблений, которые нанес протестному движению премьер-министр страны. Поэтому я думаю, что эта речь послужила еще одним мобилизующим фактором для того, чтобы количество людей 24 декабря было побольше.
Изменения не могут быть применены на президентских выборах, новые выборы никто объявлять не собирается, соответственно, первый момент, когда это вступит в срок, это через пять лет с нынешнего дня. Конечно, нас это не устраивает.
Игорь Левитин, министр транспорта:
— Для меня ценными были те меры, которые предложены, это открытость и прозрачность не только политической жизни, но и экономической, особенно в части конкурсных процедур, которые будут публичны, понятны. А также меры по привлечению широкой общественности ко всей деятельности правительства и, в частности, министерств. О снятии барьеров, которые мешают для бизнеса. Мы тоже поддерживаем эти меры: чем быстрее они будут реализованы, тем бизнесу будет комфортнее работать, а значит, и бизнес будет больше приходить в те отрасли, в которых барьеры ему мешают.
Никита Белых, губернатор Кировской области:
— Прямые выборы губернаторов — в любом случае это шаг вперед по отношению к тому, что есть, но насколько этот шаг большой.. Все зависит от того, будет ли «фильтр», какой он будет, что он будет означать. Одно дело — не допускать криминальных авторитетов, посыл, с которым согласится подавляющее большинство. Или же это будет попытка искусственного ограничения, но все равно будет предложен обществу некий выбор меню, более широкий, чем один человек, которого избирают депутаты.
Алексей Островский, депутат Госдумы от ЛДПР, председатель комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций:
— Безусловно, радует, что в послании президента прозвучали ответы на вопросы, которые многие годы поднимала парламентская оппозиция. В частности, это изменение избирательного законодательства и принципа комлектования избирательных комиссий. Также надо приветствовать увеличение количества возможностей для граждан, желающих быть избранными, и уменьшение для них количества барьеров и препятствий. Другой вопрос, что ЛДПР выступает за сохранение пропорциональной системы формирования Госдумы, это дает наибольшие возможности для развития в стране политических партий. Предложение о введении многомандатных округов следует тщательно продумать, возможно, связать таких депутатов с партсписками по регионам.
Александр Жуков, первый вице-спикер Госдумы от «Единой России»:
— У нас есть несколько партий, которые получают поддержку достаточно большого количества избирателей. Это серьезные организации, они представлены в Государственной думе. И какой-то такой опасности, что у нас не будет партий, все будут мелкие однодневки, ее нет. Мне кажется, что этот шаг в направлении либерализации правильный.
Ну будет больше партий, пусть они будут мелкие.
Это не значит, что исчезнут средние.
По поводу одномандатников — это вопрос к президенту, потому что пока не видели законопроекта, каким образом представители территорий будут избираться. В мире есть разные способы территориального представительства. Есть прямые выборы одномандатников, как это было раньше, когда любой человек приходит и регистрируется. Есть выборы одномандатников только от политических партий, это немецкая система. Есть многомандатные округа, мажоритарные. Можно выбрать любой из вариантов, но смысл заключается в том, что в парламент попадают конкретные личности. Пока неясно из того, что было сказано, каков конкретный механизм будет выдвижения кандидатов в депутаты от территорий. Но само по себе предложение правильное, потому что все-таки, когда часть депутатов в ГД представлена конкретными людьми, за которых проголосовали избиратели, мне кажется, что это очень полезно. Я сам четыре раза по одномандатному округу избирался в первые Госдумы. Я знаю, что отбор идет очень серьезный, когда проходят одномандатные выборы.
Эдуард Лимонов, лидер незарегистрированной партии «Другая Россия»:
— Это называется «дерьмо». Уходит человек. Через три месяца он уже не будет президентом, и вдруг он разражается пакетом демократических реформ. Думу уже избрали. Результаты выборов утвердили. На пять лет они там засели. В марте придет другой президент, который может просто пожать плечами и сказать: «Я знать ничего не знаю, это не моя была инициатива, до свидания, мама». Цену словам господина Медведева мы знаем. Он в свое время обещал разобраться в ситуации с Химкинским лесом. Разобрался — одни дрова остались. Как можно постоянно заглатывать один и тот же крючок? Наше общество, по-видимому, готово заглатывать его каждый год.
Ничего, я вас уверяю, из того, что обещано, не будет выполнено. Общественные настроения они успокоили десятого числа с помощью провокатора Немцова, удалив людей из центра. (Сопредседатель ПАРНАСа Борис Немцов был одним из защитников идеи переноса митинга с площади Революции в непосредственной близости от Кремля на Болотную площадь. — «Газета.Ru»). Они понимают, что волна такая не собирается ежедневно. Вот десятого собрались граждане в негодовании, им спустили пар, отвели на Болотную, чего-то они повопили, весь бомонд собрался. И все, поезд ушел.
Эльвира Набиуллина, министр экономического развития:
— Было много новых четко поставленных задач. Если говорить в сфере экономики, то это существенное предложение о бюджетной децентрализации. Проблема действительно назрела, и мы должны дать регионам больше источников, больше возможностей расходовать те средства, которые они получают в виде трансфертов. Но главное — дать собственно источники, чтобы они могли проводить и более эффективную самостоятельную экономическую политику, в том числе в области инвестиционного климата. И властные полномочия, и расходные полномочия — это очень важно.
Прозвучала цифра до 1 трлн рублей (передать регионам. — «Газета.Ru»), ее надо посчитать. Но, безусловно, это не за один год, это в следующем цикле, как было сказано, в течение пяти-шести лет, чтобы сбалансировать. Сейчас уже есть полномочия, чтобы сбалансировать доходные источники и передавать их. Это очень большая сумма, которая требует серьезных расчетов, серьезной проработки тех доходных источников, которые будут передаваться.
Виталий Мутко, министр спорта, туризма и молодежной политики:
— Важно то, что сегодня физическая культура и спорт становятся одними из социальных сфер, которые влияют на качество жизни каждого. Я полностью это разделяю. Неважно, где живет человек, он должен иметь все возможности для самореализации в образовании, в том числе физической культуре. Ну и второе, что очень важное сказал президента: мы все должны научиться вести здоровый образ жизни.
Олег Михеев, глава центрального исполкома партии «Справедливая Россия», депутат Госдумы:
— Я буду рад, если озвученные в послании президента инициативы сбудутся, так как, по сути, они означают возвращение к ранее существовавшим в обществе демократическим институтам, ликвидированным в нулевые годы. Тот, кто готовил выступление, явно ознакомился с программой нашей партии: не далее как вчера мы призывали с той же самой трибуны Госдумы вернуться к прямым выборам губернаторов, облегчить процедуру регистрации партий и кандидатов на выборах и другим инициативам, прозвучавшим сегодня в послании.
Иван Мельников, первый вице-спикер Госдумы, первый зампред КПРФ:
— Если говорить о блоке политических вопросов, то нужно признать: большая часть обозначенных изменений могут стать свежим воздухом для политической системы страны.
Конечно, мы не можем согласиться, что уличный протест и взвинченные нервы политических партий являются признаком «взросления демократии», в диагностике мы тут расходимся. Но и идея возвращения прямых выборов губернаторов, и послабления в вопросах сбора подписей для непарламентских партий, и право партий на отзыв членов ЦИКа и региональных избирательных комиссий — это все то, о чем мы говорили на встречах с президентом, на чем мы настаивали. В этом плане мы увидели отклик.
Более сложный вопрос — возвращение выборов по округам на выборах в Государственную думу. В идеале предложение отличное. В то же время сегодня это куда выгоднее для «Единой России», это ответ не оппозиции, это ответ на конъюнктурный запрос партии власти. Их бренд опустошен, он не приносит успеха, они желают сделать ставку на округа, имея финансовые и административные преимущества для более успешного участия в таких выборах. Нечестные выборы в округах в нынешних реалиях организовать даже проще, чем по партийным спискам. Мы, конечно, будем подробно обсуждать на фракции, станем ли в связи с этим поддерживать соответствующий закон, когда он будет внесен. Мой прогноз — не будем. Жаль также, что ничего не прозвучало по поводу защиты наблюдателей на выборах от произвола, в том числе со стороны правоохранительных органов.