Президент России Дмитрий Медведев и президент США Барак Обама провели свою, вероятно, последнюю встречу в качестве глав государств. Встреча состоялась на Гавайских островах, в Гонолулу, во время проведения саммита АТЭС. Обама поприветствовал Медведева как «своего друга» и перечислил совместные успехи: новый договор по СНВ, санкции, которые были направлены против Ирана, и «недавние усилия, которые предприняты по вступлению России в ВТО».
Напоследок американский лидер похвалил российского президента , заметив, что получение Россией приглашения на присоединение к ВТО стало «ещё одним доказательством того, какую усердную и тяжёлую работу провели президент Медведев и его команда». «Это будет не только положительным шагом для Российской Федерации, но также для всего мира», — обещал Обама.
Главным итогом нынешней встречи можно считать заявление, что администрация Обамы начала проводить консультации с конгрессом по снятию поправки Джексона--Вэника.
Поправка Джексона--Вэника, принятая в 1974 году для ограничения торговли с рядом стран, препятствующих эмиграции своих граждан (прежде всего СССР), будет мешать работе американских компаний в России: члены ВТО не имеют права накладывать ограничения на торговлю с другими ее членами.
Давно анонсированная отмена поправки «даст возможность деловым кругам и компаниям в Соединённых Штатах воспользоваться теми возможностям, которые предоставляет членство России в ВТО, что приведёт к увеличению торговли между нашими странами», — заявил американский президент. Впрочем, до сих пор категорически против отмены поправки выступали конгрессмены и из Республиканской, и из Демократической партий.
Медведев поприветствовал «своего друга» Обаму гавайским «Алоха!» и первым делом поблагодарил «за активную заинтересованную поддержку усилий Российской Федерации по вступлению в ВТО». Позже, выступая перед представителями деловых кругов стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Медведев напомнил, что у него «хорошие отношения» с Обамой и это нашло свое воплощение «в ряде прорывных решений», особо отметив прорыв по ВТО. «Я поблагодарил Обаму за то, что он первый американский президент, который приложил к этому усилия», — рассказал российский лидер.
Накануне встречи замглавы российского МИД Сергей Рябков, курирующий отношения с Америкой, прогнозировал, что основными темами переговоров будут проблемы строительства американской ПРО в Европе и судьба российского гражданина Виктора Бута, против приговора которому по обвинениям в незаконной торговле оружием в американском суде резко выступает Москва. Что касается ПРО, то Кремль по-прежнему требует юридических гарантий ненаправленности системы против России, а Вашингтон готов дать письменные обязательства, но не в юридически обязательной форме.
Медведев сообщил, что вопрос европейской ПРО действительно обсуждался, но позиции, судя по его словам, ничуть не сблизились: стороны «договорились продолжить поиск возможных решений при понимании того, что пока позиции здесь достаточно далеки друг от друга». По словам главы Кремля, если России и США удастся приложить такие усилия, какие были приложены к договору по СНВ, «уверен, мы достигнем результатов». В целом, констатировал Обама по итогам встречи, Россия и США успешно перезагрузили свои отношения. На этом, по всей видимости, данный этап отношений можно считать завершенным. После объявления «перезагрузки» между Россией и США по итогам официального визита Обамы в Москву в июле 2009 года Медведев и Обама лишь один раз обменялись визитами, еще девять встреч прошли во время международных саммитов. Борис Ельцин и Билл Клинтон в 1990-е провели не менее 18 двусторонних встреч, а Джордж Буш-мл. и Путин провели по крайней мере 27 встреч. Впрочем, Путин и Ельцин в отличие от Медведева правили страной два срока.
Летом этого года постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин обещал, что «в любом случае до конца осени» состоится двусторонняя встреча двух президентов, но судьба распорядилась иначе. Кремль попытался реанимировать отношения в конце октября, когда в Белый дом было направлено приглашение посетить Россию с официальным визитом в декабре. С учетом высокого уровня встречи это был критически малый срок для ее подготовки, и администрация Обамы предпочла приглашение отклонить.
Эксперты отмечали тогда, что у двух президентов практически отсутствовала двусторонняя повестка.
После заключения нового договора о СНВ, согласия Москвы на транзит через свою территорию американских грузов в Афганистан и начала работы двусторонней президентской комиссии в остальных вопросах, например о создании европейской системы противоракетной обороны или о разработке нового договора коллективной безопасности в Европе (на нем настаивала Москва), сближение застопорилось.
Вашингтон указывал, что всячески уважает позицию партнера, но со своего курса не сойдет. Последним успехом российско-американского потепления стало достижение договоренностей о вступлении России в ВТО, что Вашингтон всячески поддерживал. Предстоящий уход Медведева с первого поста в государстве усиливает позиции американских консерваторов, которые, как, например, спикер палаты представителей Джон Бейнер, призывают свернуть «перезагрузку», поскольку возвращающийся к власти Путин «лелеет ностальгию по СССР». О том, что «перезагрузка» исчерпала себя, говорили «Газете.Ru» и эксперты Валдайского клуба, в частности директор российских и евразийских программ вашингтонского Института мировой безопасности Николай Злобин.
Кремль в лице помощника президента Сергея Приходько резко отреагировал на такие высказывания: «Тезис об ухудшении российско-американских отношений навязывается теми, кто не хочет видеть реального результата огромной работы и реально не заинтересован в улучшении российско-американских отношений», — заявил в конце октября помощник президента журналистам.