Премьер-министр Владимир Путин встретится в пятницу с членами «Валдайского клуба», объединяющего российских и зарубежных экспертов-международников. Дату подтвердил «Газете.Ru» пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков.
Медведев на этот раз с членами «Валдайского клуба» встречаться не будет.
У президента напряженный график поездок, объяснила «Газете.Ru» пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова. Президент только утром среды вернулся из Германии, где принял участие в церемонии открытия первой нитки газопровода «Северный поток», в четверг вылетит в Хабаровск на заседание Госсовета, откуда направится на саммит АТЭС в Гонолулу.
В прошлом году отдельной встречи президента с клубом также не было, поскольку Медведев встретился со многими экспертами во время Ярославского политического форума. В 2009 году во встрече приняли участие и Медведев, и Путин, и только в первый год президентства Медведев был единственным встретившимся с «валдайцами» членом тандема.
Встречи «Валдайского клуба» традиционно происходят в сентябре, однако на этот раз еще в конце лета стало известно, что заседание переносится ориентировочно на два месяца. 24 сентября на съезде «Единой России» разрешилась главная политическая интрига: в президентских выборах примет участие Путин, а Медведев возглавит избирательный список партии власти, после чего была назначена и дата встречи «валдайцев»
Участники встречи по традиции не обсуждают друг с другом список вопросов, которые хотели бы задать высокопоставленным гостям, и не анонсируют их журналистам. По традиции руководство страны само задает тему разговора, отметил в разговоре с «Газетой.Ru» профессор лондонского Кингс-колледжа Анатоль Ливен. Однако общий интерес экспертов понятен — перспективы развития России в ближайшие шесть лет: эксперты не сомневаются, что Владимир Путин будет избран следующим президентом России. «Всех интересует три вопроса: что будет в эти годы с Россией, с миром и как Россия будет взаимодействовать с международным сообществом в этот период»,- - говорит директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности в Вашингтоне Николай Злобин.
В ходе сессии, проходившей 7—9 ноября в Калуге, эксперты уже обсудили варианты дальнейшего развития России, которых они насчитали пять: формирование режима жесткой диктатуры, форсированная авторитарная модернизация, сохранение существующего статус-кво, либеральные реформы усилиями нынешнего правящего класса и, наконец, демократическая революция по образу стран Восточной Европы в конце 1980-х годов.
Самым вероятным большинство экспертов признало вариант «авторитарной модернизации» с незначительными отклонениями.
«Мы действительно знаем, кто будет следующим президентом, но мы не знаем, с каким результатом, здесь возможны какие-то сюрпризы», — говорит «Газете.Ru» эксперт Германского общества внешней политики Александр Рар. «Ни один из предложенных вариантов не является универсальным, — объясняет Злобин. — Во-первых, они более традиционные, чем предлагает нам существующий мир. Во-вторых, в современной России ни одна политическая сила не предлагает способов реализации этих вариантов». По словам эксперта, его коллеги исходят из того, что сегодня «степень неопределенности в политике выросла многократно» и поэтому в этих условиях формулировать варианты развития было бы рискованно.
«Есть большие подозрения, что возвращение Путина на президентский пост является едва ли не свидетельством отчаяния, признанием невозможности реформирования системы, он оставался главной опорной точкой все последние годы», — говорит Злобин. Подтверждения этим оценкам гости вряд ли получат, говорит Ливен: «Путин, как настоящий политик, сможет сделать ответ на этот вопрос предельно дипломатичным». Сам британский эксперт со Злобиным не согласен: «Путин никогда не производил впечатление человека, способного предаться отчаянию, и, я думаю, он по-прежнему уверен в том, что ему под силу доводить дела до конца». «Будут ли у него такие возможности — совсем другой вопрос», — добавляет Ливен.
В связи с этим экспертов заботит будущее двух ключевых задач, обозначенных в правление Медведева, — «перезагрузки» в отношениях с Западом и модернизации российской экономики.
Возвращение Путина к власти ставит закономерный вопрос, с кем придется иметь дело, рассуждают эксперты: с «первым Путиным», по определению Рара, т. е. преемником Бориса Ельцина, провозгласившего в первый срок своего президентства намерение реформировать и экономику, и государственное управление, или со «вторым» — ориентированным на цементирование «вертикали власти», которая не подразумевает наличия каких-либо соперничающих сил. Правление Медведева не дало ответа на вопрос, «как увязать вместе модернизацию и стабильность», полагают «валдайцы». По мнению Рара,
выстроенная Путиным система «имеет прикладной характер» и «не выглядит универсальной».
Схожее положение дел и во внешней политике. «В современном мире уже не осталось учителей — США находятся в поисках себя, а Европа занимается тем, что избегает катастрофы», — объясняет Злобин. Повестка «перезагрузки» себя исчерпала, полагает он.