Источники в администрации США будут готовить новые односторонние санкции в отношении Ирана. Они не затронут нефтяной и газовый сектор, но будут касаться коммерческих банков и крупных компаний, передает Reuters. Последний пакет санкций в отношении ближневосточного государства был принят Совбезом ООН летом 2010 года. Он предполагал запрет на продажу Ирану тяжелых вооружений, ограничения на поездки за границу частных лиц, причастных к ракетной и ядерной программам, замораживание их счетов, запрет на инвестирование Ираном в некоторые виды экономической деятельности, а также запрет на приобретение материалов для производства баллистических ракет. На прошлой неделе официальный представитель госдепартамента Виктория Нуланд обещала, что США будут «использовать все имеющиеся в их распоряжении средства для усиления международного давления на Иран». В этом США готова поддержать другой постоянный член Совбеза - Франция.
Франция будет настаивать на скорейшем созыве Совбеза и принятии им «бепрецедентных санкций» в отношении Ирана, заявил в интервью радиостанции RFI французский министр иностранных дел Ален Жюппе.
Однако противодействие со стороны Китая и России делают перспективу принятия новых международных санкций маловероятной.
Поводом для разработки новых санкций стал доклад МАГАТЭ, который получили в ночь на среду члены совета управляющих агентства, представляющие 35 национальных делегаций. В докладе, попавшем в прессу, утверждается, что до 2003 года Иран разрабатывал ядерное оружие и есть признаки того, что такие работы ведутся до сих пор. «Информация указывает, что до конца 2003 года подобная деятельность осуществлялась в рамках структурированной программы. Есть также признаки того, что подобная деятельность, относящаяся к разработке ядерного боезаряда, продолжилась и после 2003 года, а в некоторых областях может осуществляться поныне», - утверждают авторы доклада.
Из документа следует, что
Иран занимался поиском документов, оборудования и материалов, необходимых для изготовления бомбы, в том числе высокоскоростных переключателей для детонаторов, устройств для измерения уровня радиации, информации о работах с высокообогащенным ураном. Иранские ядерщики также проводили взрывные испытания в провинции Мариван.
Детонаторы, утверждается в докладе, «могут быть использованы в ядерных боезарядах и... имеют ограниченное применение в конвенциональных вооружениях или гражданских технологиях». Тестирование этих устройств включало в себя симуляцию ядерного взрыва, говорится в документе. Это не единственные устройства, которые проходили подобные испытания. Иран тестировал многие компоненты, которые могли быть предназначены для создания собственной атомной бомбы. Что касается документации, посвященной полному циклу создания ядерного оружия, то Иран собирал ее из некой «подпольной сети». Информация аналитиков МАГАТЭ, указывается в докладе, основывается на «достоверных» разведывательных данных, которыми с ними поделились некоторые страны, имеющие место в совете управляющих агентства.
В Тегеране, в свою очередь, продолжают настаивать, что занимается лишь программой мирного атома. «Этот доклад несбалансирован, непрофессионален и был подготовлен политически мотивированно под политическим давлением в первую очередь США», - цитирует «Би-би-си» заявление постпреда Ирана при МАГАТЭ Али Ашгара Солтание.
Кроме того, передает The Associated Press, Иран проводил опытные работы по установке ядерного боеприпаса на ракету средней дальности «Шахаб-3», которая способна поражать цели на территории Израиля. А в ближайшее время, сообщает агентство, будут продемонстрированы сделанные со спутников фотографии контейнера, предназначенного для испытаний ядерных компонентов, который находится на территории Ирана. Предполагается, что контейнер находится в окрестностях Тегерана, на полигоне Парчин. При этом, утверждает France Presse, Тегерану помогала некая «тайная ядерная сеть».
Когда первые детали доклада МАГАТЭ появились в прессе, Израиль отреагировал на них оперативно: 2 ноября издание Haaretz объявило, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху почти договорился с членами своего правительства поддержать превентивную атаку на Иран. Выступая перед депутатами кнессета, Нетаньяху назвал Иран «прямой серьезной угрозой». «Мы не скрываем своих мыслей, но есть некоторые вопросы, которые не обсуждаются публично. Мы должны действовать любым возможным способом, и ни один из них не снят с повестки. Я думаю, что дипломатическое давление и санкции должны использоваться в отношении Ирана», — заявил, в свою очередь, поддерживающий позицию премьера министр обороны Эхуд Барак. На близость военной операции намекал и президент Шимон Перес. Но сегодня Барак заявил, что Израиль не хочет войны и никаких решений не принимал.
«Война не пикник. Мы хотим пикник и не хотим войны», — цитирует главу минобороны «Синьхуа».
Российский МИД, в свою очередь, жестко осуждает даже сам факт появления доклада в открытом доступе и ставит вопрос о способности МАГАТЭ обеспечивать «надлежащую конфиденциальность». «В Москве испытывают серьезное разочарование и недоумение в связи с тем, что доклад гендиректора МАГАТЭ по Ирану, о котором в последние дни сказано и написано немало, трансформируется в источник нового нарастания напряженности вокруг проблем, связанных с иранской ядерной программой», — говорится в официальном заявлении внешнеполитического ведомства.