Общественная палата должна вносить на рассмотрение думских комитетов законопроекты граждан, но не всех, а только если за такие инициативы высказались более 10 тысяч человек. Такой проект поправок в закон «Об Общественной палате Российской Федерации» внес первый зампред думского комитета по информационной политике единоросс Роберт Шлегель.
Шлегель предлагает дать возможность гражданам публиковать на сайте Общественной палаты не только свои обращения, но и идеи законопроектов, под которыми можно будет собирать электронные подписи пользователей, авторизованных на портале «Госуслуги». Как только количество таких подписей достигает 10 000, Общественная палата будет обязана направить законопроект в Госдуму.
Шлегель пояснил «Газете.Ru», что его инициатива не предусматривает наделения Общественной палаты правом законодательной инициативы, что требовало бы внесения изменений в Конституцию (сейчас законопроекты в Госдуму могут вносить президент, члены Совета федерации, депутаты Госдумы, правительство, региональные заксобрания, Конституционный, Верховный или Высший арбитражный суды). По словам Шлегеля, в случае если его инициатива будет принята, Общественная палата будет представлять плоды народного законотворчества на рассмотрение комитетов, а потом, в случае если там законопроект будет принят благосклонно, он станет официально вноситься на рассмотрение Госдумы уже самими депутатами.
Инициативу Шлегеля в Госдуме могут встретить благосклонно, так как она вносится по согласованию с администрацией президента, говорит источник «Газеты.Ru» в нижней палате парламента.
Председателю комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, влиятельному единороссу Владимиру Плигину, законопроект Шлегеля кажется интересным и вполне приемлемым.
«Такая практика есть в ряде стран: при наличии определенного количества подписей граждан под какой-либо инициативой власть обязана проводить общественный слушания или включать такие предложения в экспертизы на законопроекты», — напоминает Плигин. Например, при наличии 100 тысяч подписей под народной петицией по тому или иному вопросу ее обязан рассматривать британский парламент.
Плигин считает, что принятие такого законопроекта повысит роль Общественной палаты в политической жизни и ее авторитет и вместе с тем не потребует внесения изменений в Конституцию.
Напротив, у председателя думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Попова предложение Шлегеля вызвало сомнения. По мнению Попова, в законотворческой деятельности следует руководствоваться Конституцией, которая определяет круг лиц, которые обладают правом законодательной инициативы, и создавать какие-то дополнительные инструменты бессмысленно: те же десять тысяч человек могут напрямую обратиться к какому-либо депутату с просьбой внести в Госдуму законопроект, а путь через Общественную палату только увеличивает количество инстанций.
Политолог Дмитрий Орешкин считает, что законопроект Шлегеля направлен на создание очередной имитации демократических институтов в России и свидетельствует о том, что нынешние окончательно потеряли работоспособность.
Сама Общественная палата — имитационный институт, с помощью которого власть пыталась замаскировать недееспособность парламента в вопросах общения с гражданами, говорит политолог. Орешкин поставил эту идею в один ряд с формированием Дмитрием Медведевым «большого правительства» при президенте или инициативами по написанию народной программы «Общероссийским народным фронтом». Сама потребность власти в сотворении подобных имитационных конструкций свидетельствует о том, что те институты, которые должны представлять интересы граждан согласно Конституции, не работают.
Принятие инициативы Шлегеля не откроет дорогу законопроектам, которые могут внести оппозиционные движения, например «синие ведерки», так как Госдума все равно будет отклонять все инициативы, которые идут вразрез с пожеланиями власти, добавляет Орешкин.
«Возможно, эту инициативу можно использовать для внесения в Госдуму непопулярных законопроектов под видом «народных» инициатив, однако главной целью является имитация демократии и диалога с населением в преддверии выборов», — резюмирует политолог.