В четверг Общественная палата (ОП) России обнародовала проект доклада «Об эффективности антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики». В докладе отмечаются отдельные достижения и множество недостатков антикоррупционой политики в России.
В 1990-х годах коррупция в России была «классической»: инициаторами коррупционных отношений выступали, как правило, бизнесмены или граждане, а выгоду получали обе стороны: бизнес пользовался незаконными преимуществами или уходил от наказания, а бюрократ приобретал материальные или иные выгоды для себя и близких, говорится в проекте доклада.
С годами коррупция стала системной, а «предметом коррупционных отношений стало получение доступа к реализации прав граждан и предпринимателей».
«Это стало сопровождаться частыми случаями использования властных полномочий для фабрикации уголовных дел с целью активного наступления на права граждан и бизнеса и прежде всего на права собственности», — описывают ситуацию авторы доклада. Коррупция в своих нынешних масштабах разрушает экономику, снижает действенность законов и ведет к расслоению общества, так как общественные блага получают узкие группы лиц, создает разрыв между декларируемыми и существующими ценностями, формируя двойные стандарты поведения у граждан.
«Это разрушает принцип социальной справедливости, повышает напряженность и порождает депрессивные настроения в обществе», — говорится в документе.
В ежегодном исследовании Transparency International (ТI) «Индекс восприятия коррупции» Россия за последний год спустилась со 143-го на 154-е место из 178 стран с индексом в 2,1 балла. Та же TI в 2010 году отмечала, что, несмотря на все антикоррупционные меры, уровень коррупции в последние три года рос — так считают более 47% россиян, почти 30% респондентов заявили, что уровень коррупции повысился значительно (исследование «Барометр мировой коррупции-2010»). Такую же оценку коррупции в России дал Всемирный экономический форум, говорят авторы доклада.
Тенденцию к росту коррупции подтверждают и результаты опроса самой Общественной палаты: 60% посетителей интернет-портала ОП, 43% участников мероприятий ОП и членов региональных общественных палат говорят о росте коррупции на всех уровнях власти — федеральном, региональном и муниципальном.
Хуже всего оценивается ситуация в сфере ЖКХ. На «горячей линии» ОП лидерами по числу жалоб на коррупцию стали правоохранительные органы — полиция, прокуратура и суд. Жалобы на правоохранительные органы лидируют среди сообщений, собранных ОП за все годы своего существования.
Так же критически граждане оценивают меры, направленные на борьбу с коррупцией. По данным института социологии РАН (за июль 2011 года), 86% россиян считают, что антикоррупционные меры не улучшают ситуацию. Удачной борьбу с коррупцией считают только 2% россиян (по данным Левада-центра). В честность чиновничьих деклараций о доходах верит только 1% граждан.
На этом фоне начиная с 2008 года в обществе формируются две важные тенденции: резкий рост обеспокоенности размахом коррупции среди благополучных слоев населения — среднего класса и высокий уровень неприятия коррупции среди молодежи (до 25 лет), отмечают авторы доклада.
С 2008 года, когда президентом стал Дмитрий Медведев, в России было принято множество законов, направленных на борьбу с коррупцией, внедрена антикоррупционная экспертиза нормативных актов, а чиновников обязали декларировать доходы, напоминает доклад.
Общественники отмечают успехи в борьбе с коррупцией в отдельных сферах: в частности, в сфере госзакупок, в сфере предоставления отдельных госуслуг и т. д. При этом до 70% всех нормативных предписаний в сфере противодействия коррупции в значительной степени посвящены одним и тем же вопросам, регулируют применение одних и тех же антикоррупционных средств, отмечают авторы доклада. То есть, каждому федеральному органу было поручено разработать собственные планы, порядки и положения, а гарантий исполнения этих нормативов не возникло: с каждым новым нормативным правовым актом усилия по реализации ранее принятых правовых актов ослабевают, так как ответственных за реализацию нормативов в госорганах не прибавляется.
Анализируя роль правоохранительных органов в борьбе с коррупцией, докладчики отмечают, что они «перестают восприниматься как органы, обеспечивающие законность и правопорядок в части противодействия коррупции».
Граждане боятся сообщать в правоохранительные органы о коррупции (число желающих в 2010 году — 31%, в 2011-м — 22%). Люди предпочитают жаловаться президенту (рост с 3% в 2010 году до 11% в 2011-м).
Меры борьбы с коррупцией в судах авторы доклада считают «не адекватными» уровню коррупции в этой сфере, так как они направлены только на повышение прозрачности системы и увеличение денежного содержания судей.
Опрошенные докладчиками граждане, правозащитники и эксперты считают, что судебная система не способна к самоочищению, так как сохраняет формальную независимость «в условиях масштабной коррупции и дефектов госуправления». Права председателей судов в отношении судей чрезмерно широки «за счет неформальных рычагов воздействия». На местном уровне широко распространены неформальные связи судей и правоохранительных органов, «черные адвокаты» (родственники и близкие судей, специализирующиеся на улаживании дел за вознаграждение).
Невыполнение или формальное выполнение Россией международных рекомендаций по борьбе с коррупцией в судах отмечают и эксперты ГРЕКО (группы стран против коррупции).
В частности, не до конца реализованы рекомендации по набору, продвижению по службе и осуществлению судебных функций, отмечают международные эксперты, влияние исполнительной власти на судей уменьшено, но не исключено. Круг лиц, имеющих судебный иммунитет, остается значительным. Не созданы административные суды, без которых процедура апелляции в органах, привлекающих к ответственности, признается неразвитой и недостаточной, отмечается в докладе.
Полномочия председателей судов должны быть сокращены до технических, они не должны контролировать принятые решения и распределять дела между судьями, считают авторы доклада ОП. Кроме того, предлагается расширить возможности прессы и телевидения в освещении и возможности критиковать суды.
Докладчики также отмечают диспропорцию в отношении судов к чиновникам и остальным гражданам: чиновников лишают свободы в одном случае на каждые 25 фактов зарегистрированных случаев взяточничества, а частота применения судами нормы о лишении осужденных права занимать определенные должности в случае с чиновниками в 2007—2010 годах составляла меньше 1%. При этом обычного гражданина могут арестовать на 15 суток за неуплату штрафа, а предпринимателей от арестов не спасают даже президентские поправки в УПК, где аресты по экономическим делам записаны прямо.
В ряде секторов социальной сферы уровень коррупции в последние годы удалось снизить, свидетельствуют результаты опросов. Видимо, из-за сокращения срока службы в армии вдвое сократилось число желающих дать взятку работникам военкоматов (с 63% до 33%), отмечают авторы доклада.
Самыми коррумпированными называются ЖКХ, устройство детей в детсады и школы, медицинская помощь.
Тарифообразование и предоставление услуг в сфере ЖКХ остаются абсолютно непрозрачными, следует из доклада ОП, врачи получают плату от фармакологических компаний за то, что рекомендуют определенные медикаменты, а наибольшая коррупция в сфере предоставления высокотехнологичной медпомощи и закупки высокотехнологичного оборудования. Сфере образования взятки платит каждый пятый россиянин, говорится в докладе ОП.
Антикоррупционные меры должны применяться наиболее интенсивно в тех сферах, где коррупционные риски наиболее высоки, рекомендуют докладчики.
Главными проблемами антикоррупционной политики, препятствующими достижению результата, докладчики считают недостаточность принятых мер, ограничение антикоррупционных мер борьбой со взяточничеством, отсутствие принципа неотвратимости наказания и нормативной базы развития общественного контроля.
Окончательный вариант доклада ОП планирует представить общественности и президенту в декабре, сообщила пресс-служба ОП.
Целью доклада было «отразить позицию гражданского общества, оценить реализуемые меры борьбы с коррупцией и осмыслить, почему то, что делается, не дает того результата, на который мы все рассчитывали», поясняет президент Межрегионального общественного фонда «деловая перспектива», ответственный секретарь рабочей группы по подготовке доклада ОП Дина Крылова.
Авторы доклада проанализировали множество источников, как отечественных, так и международных, свидетельствующих о масштабах коррупции и действенности антикоррупционных мер в России, рассказала эксперт. Жесткость доклада собеседница «Газеты.Ru» объясняет его честностью: «К сожалению, в докладе нет ничего такого, что бы уже не озвучивалось. Мы просто постарались собрать все источники воедино, сопоставить данные и сделать выводы».