МВД еще раз потребовало от бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова и его супруги Елены Батуриной прибыть в Москву на допрос. По словам адвоката Генри Резника, он намечен на 15 ноября, эта дата согласована со следствием. В случае неявки супругов обещают объявить в розыск. «Следователь был предупрежден официальным письмом от Ю. Лужкова о невозможности проведения следственных действий с его участием 28 октября в связи с его нахождением за пределами Российской Федерации. В связи с чем допрос перенесен на более поздний срок, — заявляют в министерстве. — В случае дальнейшей неявки к фигуранту уголовного дела, уклоняющегося от участия в следственных действиях, могут быть приняты меры, предусмотренные действующим уголовно-процессуальным законодательством».
Батурину следователи хотят вызвать как бывшую владелицу компании «Интеко».
Следственный департамент МВД утверждает, что ее уже пытались вызвать на допрос трижды — 25 февраля, 4 марта и 8 апреля, но получали ответы, что она находится за границей.
Теперь ей грозят «исчерпывающими мерами», в том числе с «использованием возможностей Интерпола».
Кроме того, правоохранительные органы не исключают, что могут обратиться с «соответствующим запросом об оказании правовой помощи в компетентные органы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, а также Австрии».
В ответ Лужков выступил с заявлением, что на допрос прибудет «в согласованные с МВД сроки и будет защищать свою честь». «Пусть не сомневаются», — добавил бывший мэр в разговоре с «Интерфаксом». При этом он все равно считает все претензии «политическим заказом», но «не боится».
«Но если бы я отказался приезжать, я бы дал козырь своим оппонентам, дал бы повод думать, что я в чем-то виноват. Но я не доставлю им такой радости», — считает Лужков.
Говорить за жену он не готов, по словам экс-чиновника, Батурина — «самостоятельный человек» и «решение будет принимать сама». Сам факт ее вызова в МВД Лужков считает «притянутым за уши». «Все, что совершается в последнее время по отношению ко мне и Батуриной, — это произвол властей», — резюмировал он. Бывшая владелица «Интеко», в свою очередь, заявила «Интерфаксу», что «ситуация развивается в худших традициях сталинских времен: «Жена врага народа», «дети врага народа», а ее вызов на допрос «странно совпадает» с критикой ее мужем властей.
Батурина сообщила, что в повестки не получала, и удивилась, что следователи «действуют через СМИ».
У Резника заявление МВД вызывает недоумение. Он сообщил «Газете.Ru» что не только дата, но и время прихода в МВД было согласовано накануне вечером «в спокойной и деловой атмосфере». «Мой доверитель не может придти на допрос раньше — сначала он участвует в конференции, потом уеду я, — пояснил адвокат. — Так что угрозы со стороны министерства — это некрасиво».
Супругов хотят допросить по делу о кредите, который Банк Москвы выдал ЗАО «Премьер Эстейт». Следствие считает, что около 13 млрд рублей были выданы необоснованно: коммерческой деятельности организация не вела. В качестве обеспечения кредита «Премьер Эстейт» заложило 58 га земли, «собственниками которой на условиях долевого участия были три сотрудника ЗАО «Интеко», 90% долей — у Батуриной», — говорят в МВД. Так или иначе, кредитные миллиарды в результате оказались на счетах «Интеко».
Но Лужков связывает все претензии в отношении как себя, так и Батуриной с его недавними интервью, в которых он резко критиковал администрацию президента, самого президента Дмитрия Медведева, «Единую Россию», правительство нового мэра Сергея Собянина и его самого. На главу администрации Сергея Нарышкина Лужков даже подал в суд за слова о «запредельном уровне коррупции» в столице, когда ею руководил бывший мэр. Заявление Нарышкина, в свою очередь, было ответом на критику со стороны Лужкова. Жесткие заявления бывшего мэра эксперты связывают с тем, что он может таким образом готовить себе площадку для эмиграции и говорить, что претензии к нему возникли по политическим, а не уголовным причинам. Сам Лужков это отрицает категорически: он обещает оставаться «верным» России, жить здесь и работать.