Бывший сокамерник Ходорковского Александр Кучма попросил политического убежища в Великобритании, о чем он сообщил в письме в «Газету.Ru».
Кучма отправил на адрес посольства Великобритании в России письмо, в котором объясняет свою просьбу тем, что в России его жизни и свободе угрожает опасность. «Прошу вас предоставить мне политическое убежище в Великобритании на основании того, что в России моей жизни и свободе угрожает опасность, поскольку в отношении меня совершались преступления по поручению руководства Российской Федерации», – сказано в обращении.
В мае этого года Кучма дал интервью «Газете.Ru» и заявил о том, что его заставили напасть на Ходорковского с ножом, а потом оговорить его, обвинив в сексуальных домогательствах. Сейчас он обжалует в суде постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по факту перелома руки в период его содержания в ИК-3 Читы. Как выяснилось в ходе судебного заседания, постановление было отменено еще в августе.
Кучма выбрал не самый эффективный способ обращения за политическим убежищем, считает политический эмигрант, один из основателей оппозиционного российским властям британского движения «Говорите Громче» Андрей Сидельников. Можно въехать по туристической визе и обратиться с прошением непосредственно в Home Office (аналог МВД). Этот случай, несмотря на свою простоту, может стать поводом для британских чиновников придраться к заявителю и обвинить его в неэтичном использовании туристической визы и обмане пограничников на въезде в страну, объясняет Сидельников. Куда эффективнее и корректнее объявить о своем желании просить убежища в аэропорту, при пересечении границы Великобритании. Наконец, третий способ – это тот, который использовал Кучма: обратиться за прошением об убежище в посольство Великобритании в третьей стране. Обычно россияне, желающие попросить убежища, не обращаются в посольство в России, говорит Сидельников, а сперва выезжают в Украину или в Восточную Европу, чтобы не подвергать себя опасности в ожидании ответа. Посольство пересылает прошение в Home Office, в котором запрашивают дополнительные документы, доказывающие право заявителя на прошение убежища.
Еще лет десять назад ситуация была проще, говорит политический эмигрант, британские власти верили просителям на слово, и можно было «просто придумать» какую-то историю о преследованиях, но теперь ситуация изменилась, контроль ужесточился, а окно для политической эмиграции сузилось, говорит Сидельников. Доказательства преследования по политическим мотивам могут быть самыми разнообразными: от текстов в интернете и интервью до диктофонных записей угроз, протоколов задержаний или фотографий.
Срок принятия решения Великобританией занимает несколько месяцев, говорит Сидельников. Он ждал положительного ответа полгода. Кучме, возможно, придется ждать меньше, так как в последнее время сроки рассмотрения таких дел уменьшаются, добавляет эмигрант.