Спустя девять месяцев после свержения режима экс-президента Туниса Зина эль-Абидина бен Али в воскресенье в стране состоятся выборы в учредительную ассамблею, которая должна избрать временного президента, принять новую конституцию страны и определиться с будущей формой правления. Тунис станет первым государством «арабской весны», где пройдут свободные выборы.
По оценкам экспертов, наибольшие шансы победить имеет исламистская партия «Ан-Нахда», возглавляемая Рашидом Ганнуши. Во времена правления бен Али «Ан-Нахда» находилась под запретом, несколько ее активистов сидели в тюрьме, а сам Ганнуши бежал из Туниса и получил в Великобритании политическое убежище.
После свержения бен Али Ганнуши вернулся на родину, но его возвращение не было триумфальным: в аэропорту его встречало всего несколько сотен сторонников. Тем не менее «Ан-Нахда» смогла вернуть себе влияние и стать самой популярной политической силой. Ганнуши неоднократно подчеркивал, что является сторонником демократического пути развития на основе ислама, и в качестве успешной реализации подобного проекта приводил пример Турции и правящую там Партию справедливости и развития (ПСР), которую возглавляет премьер-министр Реджеп Эрдоган. В случае своего успеха «Ан-Нахда» обещает сохранить свободу слова, вероисповедания, а также права женщин.
Главным конкурентом исламистов, по мнению экспертов, будет Прогрессивная демократическая партия (ПДП) во главе с Ахмедом Наджиб Шебби, выступающая за сохранение в Тунисе светского государства. Неплохие шансы у социал-демократической партии «Демократический форум за труд и свободы», которую возглавляет Мустафа бен Джаафар. Всего в выборах примут участие 12 политических партий, на 217 мест в учредительной ассамблее претендуют более полутора тысяч кандидатов.
За ходом голосования будут следить почти двести наблюдателей от Евросоюза. Будут присутствовать на выборах и наблюдатели от России, об этом сообщил РИА «Новости» источник в Центризбиркоме. «Делегация от ЦИК во главе с членом Центризбиркома Сиябшахом Шапиевым отправилась наблюдать за выборами в Тунис», — сказал собеседник агентства.
Накануне голосования Ганнуши выразил сомнения в честности и прозрачности выборов и не исключил возможность фальсификаций. Позднее он смягчил свои слова, заявив о том, что «Ан-Нахда» признает любые результаты выборов.
«Мы поздравим победителя, но надеемся, что поздравлять с победой будут нас», — сказал Ганнуши в интервью Reuters. Лидер «Ан-Нахда» заявил, что умеренные исламисты ведут переговоры с другими партиями о возможности создания коалиции в учредительной ассамблее. «Наш выбор — это правительство национального единства», — отметил Ганнуши.
Премьер-министр Туниса Каид Себси в обращении по национальному телевидению вечером в четверг категорически отверг возможность злоупотреблений на выборах. «Никто не должен сомневаться — выборы будут прозрачными и честными. Фальсификации невозможны, урны для голосования будут открыты каждому», — отметил глава правительства и призвал соотечественников принять активное участие в выборах.
В резком росте популярности партии Ганнуши в Тунисе нет ничего удивительного, он имеет хорошие шансы на выборах, отмечает главный научный сотрудник ИМЭМО Георгий Мирский.
«А никого, кроме исламистов, там нет. Весь ужас авторитарных режимов в том, что он оставляет вокруг себя выжженное поле», — полагает эксперт.
Эксперт не берется прогнозировать дальнейшее развитие событий в случае прихода к власти исламистов. «Важно, как распределятся посты в будущем правительстве: если исламистам достанутся портфели министров образования, прессы и информации — это будет самое неприятное», — уверен Мирский. В этом случае Тунис может пойти по пути Пакистана, где исламисты получили контроль за системой образования в начале 1980-х.
В целом выборы в Тунисе не окажут существенного влияния на ситуацию в регионе, полагает Мирский. «Тунис — нетипичное арабское государство, почти европейская страна. Это страна-аутсайдер, с ней никто в регионе не считается», — отмечает эксперт.
Выборы в учредительную ассамблею стали возможны после свержения в январе 2011 года диктаторского режима бен Али. События в Тунисе положили начало массовым народным выступлениям в регионе, которые получили название «арабской весны».