В Замоскворецком суде Москвы в четверг состоялись предварительные слушания по делу бывшего зампреда правления компании «ЮКОС-Москва» Владимира Дубова. Дубова будут судить заочно, в 2003 году, вскоре после ареста экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, он эмигрировал в Израиль. В 2005 году Генпрокуратура объявила Дубова в международный розыск и направила запрос о его экстрадиции, но ответа от Израиля не получила. Позже Россия добивалась экстрадиции Дубова из Литвы, но получила отказ из-за подозрений литовских властей в политических мотивах его преследования.
Дело Дубова поступило в Замоскворецкий суд 14 сентября, следует из сообщения на сайте суда. На следующий день дело было передано судье Наталье Сусиной, которая назначила предварительные слушания на 23 сентября, но заболела, и заседание было перенесено на 13 октября. Как рассказал «Газете.Ru» адвокат Дубова Борис Грузд, предварительные слушания проходили в закрытом режиме. Рассмотрение дела по существу должно пройти в открытом режиме, надеется защитник.
Дубову инкриминируют классические «предпринимательские» статьи — ч. 4 ст. 159 (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере) и п. «а» ч. 3 ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное организованной группой). Наказание по первой статье — до 10 лет лишения свободы, по второй — до пяти лет заключения.
В деле идет речь о событиях, которые происходили в декабре 1997 года, о зачете в особом порядке между Министерством финансов, администрацией Волгоградской области и ОАО «Юганскнефтегаз» (ценнейший актив ЮКОСа, впоследствии доставшийся государственной «Роснефти». — «Газета.Ru»), рассказал Грузд. Следствие считает, что Дубов, который фигурирует в деле как зампред объединенного правления ЗАО «Роспром» (бывшая управляющая компания ЮКОСа. — «Газета.Ru»), в составе организованной группы похитил денежные средства, причинив имущественный ущерб администрации Волгоградской области в размере 76 млн рублей (76 млрд неденоминированных рублей), уточнил адвокат.
«По нашему мнению, это обвинение не выдерживает никакой критики, оно абсурдно, противоречиво, потому что
само обвинение в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительном заключении признает, что суммы, которые были перечислены Министерством финансов администрации Волгоградской области, а затем «Юганскнефтегазу», были все перечислены «Юганскнефтегазом» в федеральный бюджет.
И эти деньги не попадали в распоряжение ни Дубова, ни других членом мнимой организованной группы», — заявил Грузд. Впрочем, по словам адвоката, это не мешает следствию одновременно считать, что Дубов завладел деньгами, перечисленными в федеральный бюджет, и обратил их в свою пользу.
В ходе предварительных слушаний защита Дубова просила прекратить процесс, а также уголовное преследование предпринимателя.
Как пояснил Грузд, Дубову не было предъявлено обвинение, что делает процесс незаконным.
«Согласно УПК, рассматривать уголовное дело в отсутствие обвиняемого можно лишь тогда, когда в ходе предварительного расследования ему было предъявлено обвинение. Если же обвинение не предъявлялось, то из буквального смысла закона рассматривать дело в отсутствие обвиняемого нельзя», — пояснил адвокат.
Ссылаясь на это нарушение УПК, защита Дубова возражала против начала судебного разбирательства и просила вернуть дело в прокуратуру, сказал Грузд. Суд обещал огласить решение по этому ходатайству в пятницу, 14 октября.
«Иллюзий насчет российского суда» у защиты Дубова нет, сказал Грузд, поэтому на удовлетворение этого ходатайства она не рассчитывает.
В ходатайстве о прекращении уголовного дела в отношении Дубова суд отказал в первый же день слушаний, несмотря на присутствие в деле постановления следствия об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении чиновников администрации Волгоградской области, которые были второй стороной в сделке. Это постановление не было отменено, хотя аналогичные, вынесенные в отношении юкосовцев, отменили в 2003 году, после начала преследования акционеров ЮКОСа, рассказал адвокат.