Во вторник президент Дмитрий Медведев посетил этап крупных военных учений в Челябинской области, где пообещал и дальше наращивать военные расходы, несмотря на сопротивление отдельных чиновников. Учения «Центр-2011» на полигоне Чебаркуль проводили Минобороны, МВД и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. По сценарию маневров отряд боевиков напал на село и захватил заложников. Учения сопровождала аудиопостановка: террористы разговаривали между собой с явным кавказским акцентом. В ответ на захват села вооруженные силы блокировали боевиков, спецназ провел операцию по освобождению заложников, а сотрудники ФСКН попутно обнаружили и изъяли крупную партию опиума.
После успешного окончания операции Медведев наградил отличившихся офицеров орденами и медалями и встретился с командирами воинских частей, принимавших участие в учениях «Центр-2011». Президент начал с того, что расходы государства на военные цели будут высокими.
«Мы не можем обойтись без расходов на оборону. Причем расходов, достойных Российской Федерации. Не какой-то там «банановой республики», а именно Российской Федерации — очень крупной страны, постоянного члена Совета Безопасности, обладающей ядерным оружием. Поэтому у нас, как это, может быть, ни печально для бюджета, всегда будут очень высокие расходы на поддержание обороны и безопасности», — сказал Медведев.
Медведев выступил с этим заявлением на следующий день после отставки экс-министра финансов Алексей Кудрина, который был главным критиком планов по увеличению военного бюджета. По словам Кудрина, запланированные расходы на военные цели в 20 трлн в течение ближайших десяти лет станут непосильными для бюджета.
Руководитель 32-й мотострелковой бригады полковник Сергей Хмелевский заметил, что не поддерживает нападки «СМИ и некоторых чиновников», которые не верят в эффективность проводимых реформ. «Критика звучит из разных мест, и слева, и справа, иногда критикуют не только политические оппоненты, но и госслужащие, которые считают, что деньги тратятся не в тех объемах. Надо, конечно, следить, куда уходят деньги, как осуществляются траты, в том числе Министерство финансов должно следить. Мы не можем не следить», — ответил полковнику Медведев.
По словам Медведева, существуют политические силы, заинтересованные в ослаблении Российской армии.
«Если бы мы были слабые или если бы наши вооруженные силы развалились, как иногда того хотели различные силы как внутри страны, так и снаружи, нашего государства уже бы не существовало», — отметил президент. Затем Медведев еще раз подчеркнул, что военные расходы будут расти.
«Я, как верховный главнокомандующий, и мои коллеги всегда будем стоять на том, что расходы на оборону, на новое вооружение, на денежное довольствие для военнослужащих, на их нормальный быт, на их квартиры будут высшим приоритетом деятельности государства. Иного быть не может. А кто с этим не согласен, пусть работает в другом месте. Это императив», — подчеркнул президент.
Президент также коснулся и других вопросов, связанных с армией. В частности, он отметил, что число служащих по контракту будет увеличиваться.
«В конечном счете, я в этом абсолютно уверен, доля контракта и призыва будет определена не директивами Генштаба и даже не решениями Верховного главнокомандующего, а опытным путем. Мы к ней придем. С учетом, конечно, и наших финансовых возможностей, потому что мы не можем контрактников приглашать на службу, не обеспечив им элементарные условия», — сказал Медведев. Ранее планировалось увеличить число служащих по контракту за шесть лет в два с половиной раза, с нынешних 180 тысяч до 425 тысяч к концу 2017 года.
Также президент назвал «мирной и полезной революцией» приказ 400 министра обороны, согласно которому отличившиеся офицеры получают надбавки к окладу, зачастую превышающие зарплату в несколько раз.
«Этот приказ просто перевернул систему денежного довольствия, сделал ее грамотной, на современном уровне», — отметил Медведев.
Президент положительно оценил систему аутсорсинга, на которую постепенно переходят вооруженные силы.
«У меня, честно говоря, был скепсис, что мы сможем наладить нормальное хозяйственное обслуживание за счет привлекаемых организаций, тем более что практика хозяйственных работ в наших вооруженных силах имеет давнюю историю. Но военная служба заключается в другом — в приобретении боевых навыков», — цитирует Медведева «Интерфакс». Президент отметил, что возникает вопрос привлечения дополнительных средств для перехода к аутсорсингу, но это проблема решаема.
«Если по-государственному к этому относиться, то вывод можно сделать один: если мы хотим иметь боеспособные вооруженные силы, они должны заниматься боевой подготовкой, а не чем-то другим, поэтому считаю, что это на пользу, даже если это стоит немалых денег», — отметил Медведев.
Эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пенухина считает, что увеличение военных расходов может произойти за счет сокращения социальных программ и зависит от внешнеэкономической конъюнктуры.
«Если цена на нефть не опуститься ниже $100 за баррель, то увеличение военных расходов возможно, но с трудом. При этом расходы на образование и здравоохранение тогда придется сокращать, другого пути нет», — уверена Пенухина.
По словам эксперта, объемы доходов российского бюджета ограничены, при этом правительство в ближайшее время будет вынуждено проводить пенсионную реформу. «При желании можно справиться с военными расходами. Но если где-то увеличивать, где-то необходимо будет уменьшить. Так что вопрос в цене», — отметила эксперт.