На официальном сайте Кремля в понедельник опубликован новый пакет антикоррупционных поправок президента Дмитрия Медведева. Глава государства предлагает увольнять чиновников с формулировкой «в связи с утратой доверия» в случае совершения ими «коррупционных нарушений», кроме того, в пакет включены поправки в различные законы, устраняющие противоречия между уже действующими антикоррупционными нормами.
До сих пор формулировка «в связи с утратой доверия» применялась крайне редко и только в отношении глав регионов — либо скандально отказавшихся добровольно покидать должность, либо стоявших на пороге возбуждения уголовного дела. Именно с такой формулировкой, по утрате доверия, президент Медведев в 2010 году уволил мэра Москвы Юрия Лужкова, а президент Владимир Путин — губернаторов Амурской области Леонида Короткова, Корякии Владимира Логинова и главу Ненецкого АО Алексея Баринова.
Теперь норму, зарекомендовавшую себя как «пожарная», Медведев хочет распространить на чиновников всех уровней — от федеральных до муниципальных.
Такую норму предлагается ввести в закон «О государственной гражданской службе». Причины и порядок увольнения с такой формулировкой будут изложены в новых статьях закона — 59.2 и 59.3. В настоящее время закон «О госслужбе» содержит норму о взысканиях за дисциплинарные нарушения — за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим его обязанностей. Они также предусматривают выговоры, предупреждения о неполном служебном соответствии и увольнения. Однако взыскания за «коррупционные нарушения» предлагается оформить отдельными статьями.
В отличие от президента, который не должен объяснять, что стало причиной его разочарования в том или ином губернаторе, «утрату доверия» ко всем остальным чиновникам нужно будет объяснить.
Государство будет утрачивать доверие к чиновникам, не принявшим мер по предотвращению конфликта интересов, стороной которого они выступают, не предоставившим сведений о доходах своих и ближайших родственников, а также к служащим, незаконно участвующим в деятельности коммерческих и некоммерческих организаций и занимающимся предпринимательской деятельностью.
Также может быть уволен и начальник провинившегося чиновника, если выяснится, что он знал о личной заинтересованности, возникшей у чиновника, но не принял мер к ликвидации конфликта интересов, следует из законопроекта.
Основанием для увольнения чиновника по «утрате доверия» станет доклад подразделения по профилактике коррупционных нарушений соответствующего госоргана или заключения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих,
говорится в законопроекте. При наложении взыскания учитываются «характер коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено», а также предшествующее поведения госслужащего, говорится в законопроекте. Взыскание «сгорает», если в течение года чиновник не получит нового. Представитель нанимателя может снять взыскание с чиновника и раньше, «по собственной инициативе, по письменному заявлению самого чиновника или его непосредственного руководителя».
Наложенное взыскание чиновник может оспорить в комиссии госоргана по служебным спорам или суде.
Еще одна новая статья закона 59.1 устанавливает взыскания для чиновников за коррупционные правонарушения.
Они будут налагаться «за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции». Взыскания будут выражаться в замечании, выговоре, предупреждении о неполном служебном соответствии.
Бывший помощник главы правительства России Борис Надеждин напоминает, что формулировка «увольнение в связи с утратой доверия» содержалась еще в советском КЗОТе.
«Возникает вопрос: увольнять в связи с утратой доверия кого — начальника или общества? В наших реалиях (по утрате доверия общества) можно уволить большую часть чиновников», — отмечает Надеждин.
Поправки также наделяют федеральных министров и губернаторов правом запрашивать информацию о банковских операциях претендентов на чиновничьи должности и действующих чиновников. Эти сведения могут использоваться только для проверки в рамках закона «О противодействии коррупции», за незаконное разглашение информации ответственные лица должны нести наказание, включая возмещение вреда. На налоговые органы предлагается возложить обязанность по сбору сведений о доходах федеральных чиновников и предоставлению ее президенту и обеим палатам парламента до 30 апреля.
Эти поправки будут применяться избирательно, уверен Надеждин.
«Представьте себе, что министр обороны получает сведения о десятках тысяч полковников. Что он с этой информацией сможет сделать?»
— недоумевает политик. По воспоминаниям собеседника «Газеты.Ru», в бытность Георгия Бооса главой налоговой службы он ввел контроль за крупными покупками чиновников. «Налоговики просто захлебнулись таким количеством информации», — отмечает Надеждин.