В Афганистане убит глава Высшего совета мира и экс-президент страны Бурхануддиин Раббани. По данным Reuters, ссылающегося на высокопоставленного чиновника полиции, экс-президент был убит в своем доме в афганской столице.
«Раббани стал мучеником», — подтвердил данные об убийстве глава управления уголовного розыска Кабула Мухамед Захир. В результате нападения также пострадал Масум Станекзай, старший советник президента Афганистана Хамида Карзая. «Масум Станекзай жив, но тяжело ранен», — сообщает Reuters со ссылкой на анонимный источник в полиции.
Трехэтажная резиденция Раббани находилась в хорошо охраняемом районе Кабула, где расположены дипломатические миссии и здания правительственных учреждений. Прямо напротив особняка Раббани расположено посольство Чехии, а доступ на саму улицу охраняется блокпостами. Впрочем, судя по обстоятельствам гибели Раббани, он был убит в результате военной хитрости талибов (организация запрещена в России), а не в результате прорыва боевиков. Во вторник Раббани встречался с двумя представителями движения «Талибан», и в этот момент произошел взрыв. Бомба была замотана в тюрбан одного из талибов.
Еще в 2001 году схожим образом погиб главнокомандующий войсками Северного альянса, соратник Раббани Ахмад Шах Масуд. Его также взорвали двое талибов, пришедших на встречу. Тогда талибы тогда были замаскированы под журналистов, а взрывчатку спрятали в телекамере.
Примечательно, что сам Раббани, в 90-е годы сражавшийся с талибами, в последнее время прилагал усилия для достижения национального примирения и выступал за амнистию членам движения.
На случившееся отреагировал президент Афганистана Карзай, который в связи с чрезвычайными обстоятельствами отменил запланированный визит в Нью-Йорк на Генеральную ассамблею ООН. «Президент глубоко опечален известием о смерти профессора Раббани, он отменил свою поездку в США и вскоре вернется в Афганистан», — сообщил представитель пресс-службы Карзая Хамед Эльми.
Раббани был 71 год. По национальности экс-президент таджик, и долгое время он оставался одним из руководителей Северного альянса, который во второй половине 90-х годов прошлого века был центром сопротивления экспансии талибов. Впрочем, в отличие от остальных лидеров альянса Раббани был не полевым командиром, а мусульманским интеллигентом: получил религиозное образование в Египте, а с 1963 года работал профессором исламского права в Кабульском университете. В 1970-е годы уехал в эмиграцию в Пакистан, но после ввода советских войск в Афганистан стал одним из идеологических лидеров моджахедов. Раббани лично руководил подавлением восстания в лагере Бадабера для советских и афганских военнопленных в 1985 году. Во время подавления восстания будущий президент страны был ранен.
Когда после вывода войск СССР моджахеды пришли к власти, Раббани вернулся в Кабул и в мае 1992 года занял пост временного президента страны. В декабре он был избран полноценным главой государства на два года, но власть лидера, как это традиционно принято в Афганистане, оказалась крайне непрочной. Почти сразу же в стране началась новая война, на этот раз между противоборствующими группировками различных полевых командиров. Отряды, преданные Раббани, воевали с силами, лояльными генералу Абдул-Рашиду Дустуму и Гульбедди́ну Хекматия́ру. Несмотря на то что в 1994 году полномочия Раббани были подтверждены Верховным судом страны, реально его власть распространялась только на Кабул и прилегающие к нему районы.
В 1996 году талибы вытеснили Раббани из Кабула, но мировое сообщество не признало их правительство. Большинство стран продолжали считать Раббани законным президентом Афганистана. Сам он бежал из Кабула в Мазари-Шарифи и возглавил Объединенный исламский фронт спасения (Северный альянс). В 1998 году талибы разгромили основные силы Северного альянса, захватили Мазари-Шариф, а Раббани укрылся в Душанбе.
После теракта 11 сентября войска НАТО во главе с США вторглись в Афганистан, талибы были отстранены от власти. Но Раббани в конце 2001 года был вынужден уступить власть в стране Хамиду Карзаю. Тем не менее Раббани оставался одним из самых влиятельных афганских политиков. В 2009 году талибы уже пытались его убить: кортеж экс-президента попал в засаду в провинции Кундуз, но политик остался жив.