Традиционная акция оппозиции в поддержку 31-й статьи Конституции прошла в воскресенье необычно спокойно, несмотря на то что московские власти ее, как обычно, не согласовали. На этот раз манифестанты опробовали сравнительно новый для себя формат сидячей забастовки. Новый потому, что раньше по 31-м числам они протестовали стоя. А сравнительно новый потому, что последние две недели небольшие сидячие забастовки проходят на Лубянской площади, у Соловецкого камня: таким образом нацболы из «Другой России» поддерживают свою коллегу Таисию Осипову, которую судят за распространение наркотиков. Акции на Лубянке полиция разгоняет каждый раз, когда там собирается сколько-нибудь заметная группа людей..
Мероприятие на Триумфальной началось вполне традиционно: вдоль Тверской улицы стояли автобусы и автозаки, полиция гоняла людей по коридору из металлических ограждений и настойчиво предлагала пройти в метро. Тем временем пришедшие на акцию разделились на две группы. Одна стояла на углу у Концертного зала им. Чайковского, а другая – с противоположной стороны площади, у здания Минэкономразвития. Пресса выбрала ее как более перспективную точку, и иногда только журналисты перебегали на другую сторону площади, ко входу в метро.
Сначала оппозиционеры стояли молча, еле слышно переговариваясь. Говорили даже о том, что лето, все в отпусках и никого не будет. В поддержку этой версии приводили последний пост в Livejournal Ильи Яшина: в нем он сообщил, что находится по делам в болгарском городе Варна, на берегу Черного моря, и поэтому на Триумфальную не придет. Зато в Варне провел одиночный пикет – постоял с табличкой «31» у консульства России.
Затишье продлилось недолго –
от толпы у Минэкономразвития отделился молодой человек в синей футболке, сообщавшей, что он участвовал в конкурсе робототехники. Он вытащил из рюкзака что-то, напоминающее большую палатку с надписями «31» и «Долой полицейское государство», а также несколькими прорезями для головы.
К молодому человеку тут же подбежали его друзья. Все вместе они надели палатку и сели на асфальт так, что из прорезей торчали только головы. Те, кому в конструкции места не хватило, сели вокруг в несколько рядов, сцепившись руками так, что костяшки пальцев побелели. Сидящих было человек 50, еще несколько десятков стояли рядом.
«Уважаемые граждане, освободите тротуар для прохода других граждан!» — безрезультатно и очень монотонно призывали к порядку полицейские. Оппозиционеры внимания на них не обращали совсем. У них были свои слоганы. «Свободу Осиповой!», «Путин – враг России!», «Россия будет свободной!», «Путин, лыжи, Магадан!», «Долой чуровские выборы!» (имелся ввиду глава ЦИК Владимир Чуров – «Газета.Ru»), — стройно скандировали они.
Минут через 10 оппозиционеров начали давить, причем не полиция, а охранники писателя Эдуарда Лимонова. Его в ряды участников забастовки практически внесли и аккуратно посадили к бордюру подземного перехода.
Охранники при этом не садились, Лимонова за ними почти не было видно.
Еще через несколько минут показалось было, что полиция не ограничится устными попытками разогнать митингующих – из-за угла буквально вывалился десяток сотрудников в форме. Но они даже не попробовали никого задержать и, наткнувшись на сидящих людей, тут же отступили. «Идите в метро, не создавайте пробку!» — увещевали полицейские в мегафон. «Не надо было площадь закрывать!» — отвечали им сидельцы.
Скоро сотрудники ГУВД перестали реагировать даже на провокационные крики вроде «Путин должен быть казнен!». Остался незамеченным и плакат с изображением президента Дмитрия Медведева со вскрытой пустой черепной коробкой и подписью «А король-то полый».
С каждой минутой акция все больше была похожа не на митинги «Стратегии 31», а на пародийную «Монстрацию». «Красота спасет мир, а Путин некрасивый», — начали скандировать сидящие. «Да он просто урод!» — поправил их кто-то за пределами круга.
В это время у концертного зала сидела группа людей поменьше, человек 25. Среди них были оппозиционные лидеры Сергей Удальцов и Олег Козловский, а также женщина на костылях, с флюгером из блестящей бумаги и красным коммунистическим вымпелом ударника труда. Полиция была здесь более активна:
один сотрудник записывал в новенький Ipad 2 телефоны симпатичных девушек с мороженым, а остальные гоняли журналистов – то с тротуара, то на тротуар.
«Это акция в защиту свободы собраний, свободы слова. Дополнительно мы сегодня призываем к бойкоту выборов», — сообщил «Газете.Ru» Удальцов. Он добавил, что оппозиция решила посидеть, а не постоять на Триумфальной, потому что «ищет новые формы». К этому моменту акция длилась уже час. На вопрос, почему манифестантов еще не разогнали, он ответить не смог. Ничего не сказал об этом и пресс-секретарь «Другой России» Александр Аверин. Он предположил, что если никого не задержат, то на следующую акцию придет больше людей.
Ближе к 20.00, когда сторонники «Стратегии 31» сидели на асфальте в двух разных точках площади уже почти два часа, они наконец решили объединиться. Группа, возглавляемая Удальцовым, пришла к зданию Минэкономразвития и потеснила сидящих там. Посидев еще минут 10, люди встали и пообещали еще вернуться, после чего колонной направились на Тверскую, в сторону Пушкинской площади. В этот момент терпение полиции, видимо, лопнуло - колонну рассекли шеренгами полиции и ОМОНа.
Людей по одному выхватывали и отправляли в автозаки. Тех, кто успел уже привычно сесть на асфальт, тащили волоком в стоявшие у тротуаров автобусы. «Позор тебе, дядя в кепке!» — отреагировала на задержания демократически настроенная пенсионерка.
Удивительным образом на свободе остался Эдуард Лимонов — обычно его задерживают еще на подъезде к площади. Кажется, он еще ни разу не уезжал с Триумфальной на своем автомобиле. Удальцову повезло меньше — его задержали.
Группа из десяти с лишним человек, спустившись в метро, начала аплодировать, как это делают в Белоруссии участники так называемых «молчаливых акций» протеста. Сотрудники полиции, дежурившие в вестибюле, настоятельно советовали им сесть, наконец, в вагоны и покинуть станцию. О задержаниях под землей не сообщалось.
Всего, как сообщает ГУВД Москвы, по итогам акции «несогласных» были задержаны несколько десятков человек, причем на самой акции – ни одного. «Пока бомжи, сидящие в переходах, не представляют угрозы общественной безопасности, на них никто не обращает внимания, — объяснили полицейские «Интерфаксу». — Поэтому, пока эти люди и их действия не угрожают безопасности других граждан, на них тоже никто не будет обращать внимания».