Министр регионального развития выступил против распространения практики замены избираемых мэров на сити-менеджеров. «Нами пока не закончен тщательный анализ их работы, но и те результаты, которыми располагаем, показывают: мы пока не готовы рекомендовать распространение этого института на уровень малых городов и поселений», — сказал Басаргин, выступая на коллегии Минрегиона в пятницу.
«Мы сегодня видим, что пока система сити-менеджеров работает неэффективно», — добавил он.
Никакой отдельной работы по оценке деятельности сити-менеджеров Минрегион не ведет, говорит чиновник ведомства: Басаргин в своем выступлении основывался на критериях оценки органов исполнительной власти субъектов. Собеседник «Газеты.Ru» обратил внимание, что министр говорил исключительно о практике распространения институтов сити-менеджеров для малых городов и поселений.
Правда, другой высокопоставленный чиновник Минрегиона утверждает, что Басаргин выразился даже слишком мягко: Минрегион будет рекомендовать отказаться от института сити-менеджеров в целом по России.
Басаргин уже высказывался недавно против продвижения идеи сити-менеджмента: «Мы сегодня очень серьезно работаем, чтобы не инициировать создание или продвижение этих институтов», — заявил министр месяц назад в рамках правительственного часа в Госдуме.
По данным Минрегиона, сейчас уже больше трети из 25 тысяч муниципальных образований в России управляются наемными менеджерами и мэрами, избранными из числа депутатов. К новой системе управления перешли больше 50 столиц субъектов, наиболее активно институт наемных управленцев внедряется в Ханты-Мансийском автономном округе и Свердловской области. А губернатор Ивановской области Михаил Мень в прошлом году заявил, что в его области не осталось ни одного муниципалитета, где сохранились бы прямые выборы руководителя.
Оппозиция восприняла в штыки переход к системе сити-менеджеров в Екатеринбурге и Челябинске, скандальным был недавний переход к новой системе управления городом в Туле.
По словам чиновника из Минрегиона, когда практика замены системы городского управления только вводилась, Кремль рекомендовал губернаторам инициировать в регионах процесс замены избираемых мэров на наемных служащих.
Но после череды скандалов в разных регионах страсть федерального центра к новому способу регионального управления сильно охладела. Тем не менее ряд губернаторов уже по собственной инициативе внедряли подобную практику в своем регионе, особенно недавно назначенные и не сильно популярные: это помогало им избегать лишних конфликтов с главами крупных городов, продолжает чиновник.
Однако, по словам сотрудника Минрегиона, править федеральное законодательство и повсеместно возвращать прямые выборы, государство не будет. «Дело местного самоуправления», — сказал он.
Одна из нерешенных проблем — отсутствие ответственности как мэра, выбранного из числа депутатов, так и сити-менеджера, отметил в пятницу Басаргин. «Как раз сегодня прозвучала оценка, что практически не введен институт ответственности сити-менеджеров за результаты своей работы. То есть
мы разделили вроде бы власть, а ответственность сняли и с одного, и с другого.
Поэтому вот эти показатели оценки эффективности будут внесены в контрактную систему сити-менеджеров и тоже будут влиять на ответственность. Не справляется с работой — значит, принимаем решение об отстранении», — сказал министр. Вероятно, соответствующие предложения в ближайшее время будут оформлены в виде поправок в закон о местном самоуправлении, говорит чиновник Минрегиона.
«Я не думаю, что опыт введения сити-менеджеров можно назвать неудачным. В каждом конкретном случае надо говорить исходя из обстоятельств», — считает председатель думского комитета по местному самоуправлению Вячеслав Тимченко. «В данном случае я не уверен, что та информация, которую предоставили министру, объективна, — полагает депутат. — Точка зрения сформирована теми мэрами, которые избираются напрямую».
Отмена прямых выборов мэров пока сопровождается только перечислением тех городов, где такая система уже работает, а реальных примеров большей эффективности такой системы по сравнению с прежней нет, говорит политолог Александр Кынев. Зачастую невозможно создать стабильное руководство муниципалитетов, любые коалиции в муниципальных собраниях кажутся неустойчивыми. «Кроме того, возникает проблема двухголовости: совершенно непонятно, кто является реальным руководителем (глава муниципального образования, обладающий представительскими полномочиями, или сити-менеджер, обладающий финансовыми рычагами. — «Газета.Ru»)», — отмечает Кынев проблемы городов.