Челябинские чиновники решили бороться с плохой экологической обстановкой области с помощью интернет-поисковиков. На официальном сайте госзакупок появился заказ от главного управления материальных ресурсов Челябинской области на оказание услуги по «изменению и поддержке первой выдачи по заданным запросам в поисковых системах «Яндекс» и Google».
«В результате оказания услуг материалы, выданные в первых десяти ссылках указанных поисковых систем по 15 запросам — «Озерск», «Карабаш», «ПО «Маяк авария», «Озерск ПО «Маяк», «река Теча», «Муслюмово», «радиация в Челябинске», «Кыштымская авария», «Карабаш экология», «самый грязный город планеты», «самый грязный город России», «Карабаш экология», «экология Челябинск», «экология Челябинской области», «экология Урала» — должны содержать положительные или нейтральные оценки экологической ситуации в Челябинске и Челябинской области», — говорится в приложении к запросу.
Выполнение услуг оценивается почти в 360 тысяч рублей, работа подрядчиков должна оплачиваться из бюджета Челябинской области. Сроки оказания услуг — до конца 2011 года. В вопросах цены на изменения «Яндекса» чиновников консультировали ЗАО ММЦ «Челябинск — Москва», ООО «Интернет-агентство «Ситко.Ru» и индивидуальный предприниматель Абясов.
Об опубликованной заявке 21 июля написал в своем блоге создатель проекта «Роспил» Алексей Навальный. «Закупка… должна привести в бешенство любого нормального человека», — прокомментировал это блогер-оппозиционер. Получить комментарии «Яндекса» не удалось.
Челябинск входит в десятку российских городов с самой неблагоприятной экологической обстановкой.
В упоминаемом городе Карабаш находится предприятие ЗАО «Карабашмедь». В конце июня 2010 года экологами в Карабаше даже была зафиксирована преждевременная осень — на деревьях пожелтели листья и погиб урожай. СМИ связывали это с опасными выбросами медного предприятия.
В июле 2010 года управление Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе в судебном порядке обязало ЗАО «Карабашмедь» провести модернизацию производства, чтобы прекратить загрязнение окружающей среды вредными выбросами.
В 1957 году на химкомбинате «Маяк» произошла так называемая кыштымская авария, информация о которой не подтверждалась Советским Союзом официально до 1989 года. Некоторые ученые считают последствия этой аварии сопоставимыми со взрывом 20-килотонной американской бомбы в 1945 году над Хиросимой. В зону поражения тогда попало, по разным данным, до 300 тысяч человек из Челябинской, Курганской и Свердловской областей.
Теперь по заказу областных чиновников эта информация не будет первым, что пользователь «Яндекса» или Google должен знать об области.
Задачу улучшить имидж области, ассоциирующейся с вредным производством, поставил в 2010 году губернатор области Михаил Юревич. Он поручил министерству экономического развития региона и администрации начать работу над изменением имиджа области.
Юревич не первый губернатор, который придумал размещать на сайте госзакупок заказ на улучшение имиджа. Так, в 2009 году правительство Ивановской области разместило извещение о запросе котировок на размещение интервью с председателем регионального правительства, которым является губернатор Михаил Мень. За размещение интервью с губернатором в федеральной газете правительство было готово потратить 350 тыс. рублей. Причем к описанным в техзадании условиям, которым должна была удовлетворять потенциальная газета, подходила только газета «Известия».