Прокуратура Санкт-Петербурга в четверг объявила о возбуждении уголовного дела по итогам проверки судостроительного завода «Северная верфь». Фигуранты дела и суть предъявляемых претензий не раскрывается, в региональной прокуратуре и Следственном управлении при УВД по Кировскому району от комментариев воздержались. В компании «Газете.Ru» заявили, что «документов не получали», и на этом основании пояснять суть дела не стали.
«По результатам проверки, по фактам неправомерных действий руководства организации, повлекших возможность срыва обязательств по государственному оборонному заказу и причинения материального ущерба обществу, следственное управление при УВД по Кировскому району возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями)», — указывается в сообщении.
Одновременно были возбуждены административные дела и вынесены предупреждения в отношении директора предприятия Андрея Фомичева и самого акционерного общества за нарушения в области законодательства «о гражданской обороне, промышленной безопасности, а также регулирующего деятельность акционерных обществ».
Последняя (третья с октября прошлого года) прокурорская проверка «Северной верфи» и другого актива Объединенной промышленной корпорации (ОПК) – Балтийского завода – началась 4 июля, но официальных комментариев по поводу ее результатов представлено не было. Предыдущие две проверки нарушений не выявили.
Прокурорам пришлось вернуться к предприятию после того, как президент Дмитрий Медведев дал поручение Генпрокуратуре разобраться с ходом выполнения гособоронзаказа на 2011 год. При этом глава государства не исключил, что заказ действительно сорван, как утверждали ряд СМИ и экспертов. «По законам военного времени как поступали? Расстреливали. Вам разрешаю уволить», — заметил президент.
Самостоятельная проверка Счетной палаты, отчет о которой появился 8 июля, показала, что «тенденция к накоплению просроченной кредиторской задолженности указывает на наличие угрозы введения процедур банкротства» «Северной верфи» и Балтийского завода. Рост долгов вызвал «кратный рост стоимости и сроков строительства кораблей», говорится в материалах исследования, где также указывается на «крайне низкий уровень проектного управления и ресурсного обеспечения заказчиком контрактов».
«Северная верфь», согласно постановлению правительства, выполняет заказ на 2011 год на строительство 6 фрегатов проекта 22350 и 11 корветов проекта 20385, стоимость постройки которых оценивается в 200 млрд. В настоящее время в производстве находятся специальное судно связи, 2 фрегата и 3 корвета.
Скандалы вокруг «Северной верфи» возникают не впервые. В 2002 году, когда предприятие еще принадлежало холдингу «Новые программы и концепции» (НПК) Бориса Кузыка, выяснилось, что с петербургских стапелей сошли два эсминца, проданные в обход закона Китаю. Тогда Счетная палата добилась взыскания с компании $603 млн. В 2003 году разгорелся новый скандал, связанный с продажей «Северной верфью» эсминцев проекта 956 тому же Китаю. «Туда подгонялись эсминцы нашего флота якобы для ремонта, затем они каннибализировались, то есть с них снималось дорогостоящее оборудование, которое потом ставилось на корабли, предназначенные для Китая», — вспоминает источник в отрасли. С этими обвинениями выступил тогда миноритарный акционер Александр Несис, президент группы ИСТ и тогдашний владелец Балтийского завода. Противостояние закончилось в 2005 году, когда ОПК выкупило у НПК «Северные верфи», а затем получило контроль и над Балтийским заводом. Но на качестве продукции это сказалось мало, уверен глава Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухoв.
«С одной стороны, эта проверка может вписаться в кампанию по приструниванию оборонной промышленности с тем, чтобы она вела себя более лояльно по отношению к Минобороны, не вздувала цены, не срывала сроки, боролась за качество. Но, с другой стороны, «Северная верфь» — это предприятие, у которого рыльце исторически в пушку», — заявил эксперт «Газете.Ru».
Объединенная промышленная корпорация бывшего сенатора от Тувы Сергея Пугачева является объектом атаки государства, напоминают эксперты.
«Это уголовное дело — закономерный результат давления государства на ОПК и на Пугачева, — поделился мнением с «Газетой.Ru» главный редактор Moscow Defense Brief Михаил Барабанов. — Дело бы возбудили все равно, вне зависимости от того, каков был бы повод и что нашли бы в реальности». По его словам, это «традиционный для путинской государственной системы окончательный «красный сигнал» неугодному олигарху — выполняй приказы, либо засудим».
Минобороны, как свидетельствуют эксперты, находится в жестком конфликте с ОПК по поводу стоимости контракта на строительство фрегатов и корветов. Давление идет и по бизнес-линии: государственная Объединенная судостроительная корпорация уже несколько месяцев добивается продажи Пугачевым своих оборонных активов. Помимо «Северной верфи» и Балтийского завода оружейники на государственном обеспечении рассчитывают и на приобретение КБ «Айсберг», специализирующегося на проектировании ледоколов. Причем кредитовать сделку был готов государственный Внешэкономбанк под залог 20% акций ОСК. К тому же ОСК и Балтийский завод в настоящее время оспаривают друг у друга и перед Минпромторгом и Минтрансом право называться единственным поставщиком для государства дизельных ледоколов проектов 22600 и 21900. Пока что правительство исходит из того, что исполнитель работ должен определяться на открытом конкурсе, но соревнования уже дважды отменялись — в 2009 и 2010 годах. «История по цене ледоколов была еще тогда, когда компанией ОСК еще и не пахло», — подтверждает Пухов.
«Северная верфь» стала вторым оборонным предприятием, к работе которого у прокуроров появились в июле претензии. Сразу же после президентского нагоняя было возбуждено уголовное дело против директора завода «Зведочка» Федора Барашко, выпускающего подводные лодки.
На Барашко было заведено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 «мошенничество в особо крупном размере». Прокуроры пришли к выводу, что предприятие сорвало ремонт тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий», на бумаге отчитавшись о якобы выполненных работах. Из 356,1 млн рублей, перечисленных Минобороны на счета «Звездочки», предприятие выполнило работы лишь на 90,7 млн, пришли к выводу проверяющие. В четверг военная прокуратура Северного флота завела уголовное дело и на подписавшего не глядя предложенную ему смету капитана Виталия Вагиса (ч. 1 ст. 293 «халатность).
В начале июля главком ВМФ России Владимир Высоцкий подверг жесткой критике ценовую политику еще одного крупнейшего оборонного предприятия – «Севмаш», заявив, что предприятие «безграмотно завышает цены на продукцию». Претензии в юридических терминах к крупнейшему российскому судостроительному предприятию сформулированы не были.