Правозащитный центр «Мемориал», где до момента смерти два года назад работала Наталья Эстемирова, Международная федерация за права человека (FIDH) и «Новая газета» представили в четверг доклад о ходе расследования похищения и убийства чеченской правозащитницы. Копия работы «Два года после убийства Эстемировой: следствие идет по ложному пути» 5 июля была передана президенту Дмитрию Медведеву в ходе его очередной встречи с советом по развитию гражданского общества и правам человека, говорится в сообщении правозащитников.
В докладе содержится просьба к главе государства взять под личный контроль соблюдение законности при расследовании этого убийства: в частности, потерпевшей по делу сестре Эстемировой Светлане регулярно отказывают в ознакомлении с материалами дела.
Основная версия следствия сейчас состоит в том, что похищение и убийство Натальи Эстемировой совершил представитель бандподполья Алхазур Башаев, знают авторы доклада. Уроженец чеченского села Шалажи Башаев был объявлен убитым в ходе спецоперации в середине ноябре 2009 года, через несколько месяцев после убийства Эстемировой. Однако через год главный подозреваемый «ожил» и, как следовало из слов главы СКП Александра Бастрыкина, скрылся «на территории одного из регионов России». Имени подозреваемого Бастрыкин, впрочем, никогда не называл, но авторы доклада утверждают, что ознакомились с материалами уголовного дела и главный подозреваемый в них не менялся с апреля 2010 года.
Авторы доклада выражают недоверие результатам работы следствия:
«доказательная база» следствия «даёт основание подозревать преднамеренное конструирование доказательств с целью сделать версию о причастности Башаева основной»,
считают они. Следствие не использовало все возможности для анализа ДНК преступников, при этом некоторые объекты, содержавшие ДНК, были израсходованы, и теперь однозначно подтвердить или опровергнуть причастность к преступлению Башаева путем сравнения ДНК невозможно, констатируется в докладе. Кроме того,
версия о причастности Башаева вызывает сомнение у правозащитников еще и потому, что следствие никаких других подозреваемых не искало.
Эстемирова была похищена возле своего дома в центре Грозного утром 15 июля 2009 года. По словам очевидцев, неизвестные увезли ее в неизвестном направлении на белом автомобиле ВАЗ-2107. Вечером того же дня тело Эстемировой с огнестрельными ранениями было обнаружено на территории соседней Ингушетии.
На следующий день после убийства дело Эстемировой было передано в Главное следственное управление СКП по Южному федеральному округу, старшему следователю Игорю Соболю. Следствие начало рассматривать четыре версии убийства: в связи с профессиональной деятельностью жертвы, с целью дискредитации чеченских властей, из личных неприязненных отношений и в связи с оглаской Эстемировой фактов нарушения прав человека сотрудниками чеченских силовых органов, следует из доклада.
Из материалов дела следует, что до января 2010 года следствие пыталось отработать версию о причастности к убийству Эстемировой сотрудников Курчалоевского РОВД, обвиненных Эстемировой в бессудных казнях местных жителей. Попутно следователь Соболь направил в прокуратуру Чечни по крайней мере два сообщения об обнаружении в действиях курчалоевских милиционеров признаков преступлений по статьям «похищение человека» и «превышение должностных полномочий». Результаты проверки этих сообщений неизвестны, отмечают авторы исследования.
Следствие сразу располагало важными вещественными доказательствами, позволявшими установить преступников, но не сумело ими воспользоваться,
пишут авторы доклада. «Подногтевое содержимое» и «биологические следы» на одежде убитой правозащитницы дали экспертам ДНК-информацию о как минимум о трех людях, в числе которых была неустановленная следствием женщина. Однако
в ходе следствия не было вынесено ни одного постановления об изъятии образцов биоматериала для генотипирования и сравнения с ДНК убийц.
В частности, образцы ДНК не были взяты ни у одного из сотрудников Курчалоевского РОВД, говорится в докладе.
Версия о причастности к убийству Эстемировой боевиков «Шалажинского джамаата» появилась у следствия в январе 2010 года, после того как в пустующем доме семьи Башаевых был обнаружен схрон с оружием. Среди оружия нашелся переделанный из газового пистолет МР-654К, из которого была застрелена Эстемирова, говорится в докладе. В этом же схроне находилось удостоверение сотрудника МВД по Чечне на имя погибшего в марте 2008 года Эльмурзаева с фотографией Алхазура Башаева. Он и стал основным подозреваемым. Мотивом убийства следствие сочло дискредитацию Эстемировой органов власти Чечни.
Официальное сообщение о гибели Башаева в ходе спецоперации, которой руководил депутат Госдумы и брат главы Чечни Рамзана Кадырова Адам Делимханов, было распространено еще в ноябре 2009 года. Брат Башаева, проживающий во Франции, позже подтвердил, что с ноября позапрошлого года Алхазур действительно перестал выходить на связь. Предположительно, автомобиль «Урал», в котором находились боевики, был уничтожен с воздуха. При исследовании останков находившихся в машине удалось получить ДНК только одного из убитых, и это не был Башаев, знают авторы доклада. Зато в «Урале» обнаружился паспорт Башаева. Однако документ не был испачкан кровью, что также вызывает сомнения правозащитников в том, что документ находился в машине во время проведения спецоперации.
Правозащитники подозревают, что в уничтоженном «Урале» на самом деле находились убитые жители села Аргун, и предлагают проверить эту версию.
Кроме того, по их мнению, необходимо напрямую сравнить взятые у Эстемировой образцы ДНК с ДНК других людей, в частности, сотрудников Курчалоевского РОВД. Возможность выяснить причастность Башаева к этому преступлению с помощью ДНК его родного брата Анзора теперь невозможно: образцы биоматериалов, позволявшие это сделать, полностью израсходованы.
По мнению правозащитников, следствие увели с этого направления расследования спецслужбы, активно участвовавшие в процессе с самого начала. Настоящим мотивом убийства Эстемировой они считают обнародование ею за неделю до убийства информации о публичной казни в селении Ахкинчу-Борзой в Курчалоевском районе Чечни.
В Следственном комитете России «Газете.Ru» сказали, что «понимают критику правозащитников в свой адрес» и намерены обнародовать официальную информацию о ходе расследования в пятницу, когда исполнится два года со дня убийства Эстемировой. Сообщение будет опубликовано на сайте СК.