В Актюбинской области Казахстана продолжается спецоперация полиции против салафитов – сторонников радикального ислама, убивших трех сотрудников правоохранительных органов. Несмотря на объявленную награду в 100 тысяч долларов за содействие в поимке исламистов, они до сих пор на свободе. Ситуация в Казахстане за последний год серьезно обострилась, с начала года произошло несколько терактов и нападений на полицейских.
Все началось с ареста 22-летнего жителя поселка Шубарши Темирского района Актюбинской области Талгата Шаканова, который входил в местную общину салафитов. В его машине нашли карабин «Сайга», несколько охотничьих ружей и «литературу экстремистского содержания». Задержанного отправили в СИЗО райцентра. Затем, в ночь на 1 июля два полицейских, участвовавших в задержании Шаканова, были убиты. «30 июня около 12 часов ночи к полицейскому УАЗу, где находились двое сотрудников ППС, подъехали неизвестные на «Мицубиси» и обстреляли их. Нурлан Алпысбай и Айдос Боранбаев погибли на месте», — цитирует газета «Диапазон» сообщение представителей полиции. Убийцы уехали из поселка на машине в сторону дельты реки Темир, где бросили автомобиль и скрылись в камышовых зарослях. На их поиски направились четыре полицейских из спецподразделения «Арлан» на «Газели». В итоге полицейские попали в засаду, один из них был убит на месте, остальные трое, хоть и были ранены, смогли вырваться из засады. Боевики забрали оружие спецназовцев и ушли дальше в камыши.
После этого в районе началась спецоперация с использованием вертолетов, самолетов, бронетехники и спецподразделений. Сначала власти объявили, что боевиков шестеро, но затем уточнили, что их может быть больше. В самом Шубарши утверждают, что преступников более 50 и что они грозят взорвать газоперерабатывающий завод, пишет корреспондент газеты «Диапазон».
Боевики, напавшие на полицейских, относятся к местной общине салафитов, сторонников возвращения к «чистому» исламу. Саляфия означает «понимание религии в том виде, в котором её понимал пророк и его сподвижники». Салафитами часто себя называют ваххабиты. Салафиты не бреют бороду, по их понятиям тот, что не читает намаз, не относится к мусульманам.
Казахские власти с конца 1990-х годов жестко преследовали сторонников радикального ислама, прежде всего на западе Казахстана. Правозащитники сообщали о многочисленных случаях уголовных дел против салафитов. Сотрудники правоохранительных органов не скрывали, что преследуют их из-за религиозных взглядов, но дела заводили по статьям «торговля наркотиками» или «терроризм». Некоторые их салафитов покинули Казахстан, а другие стали готовиться к вооруженному противостоянию властям.
В феврале 2011 года у актюбинского СИЗО прогремел взрыв. Независимые СМИ расценили эту акцию как месть за содержание в тюрьме обвиняемых в подготовке теракта, лидер подозреваемых террористов умер в тюрьме. Власти этот взрыв квалифицировали как хулиганство. В начале апреля спецназовцы штурмовали квартиру трех предполагаемых боевиков в Алма-Ате, но штурм был неудачным. В результате 11 спецназовцев подразделения «Сункар» были ранены, двое боевиков подорвали себя и только одного удалось взять живым. В течении недели в мае в Казахстане произошло сразу два взрыва. 17 мая смертник взорвал себя в здании Комитета национальной безопасности (КНБ) в Актюбинске. Шахид, которых был фигурантом дела об экстремистской организации, погиб, четыре человека пострадало. Власти страны отказались признать, что это был теракт и завели уголовное дело по статье «Хулиганство». Спустя неделю взорвалась машина, припаркованная у следственного изолятора КНБ в Астане.
Власти вновь категорически отказались признать взрыв терактом. После взрыва у актюбинского СИЗО ответственность за произошедшее взяли на себя представители движения «Талибан» (организация запрещена в России). Они предупреждали о недопустимости участия казахстанских солдат в действиях коалиции НАТО в Афганистане. Ранее Астана заявила о намерении послать в страну своих военнослужащих. После взрывов власти Казахстана заявили, что в Афганистан отправятся всего четыре казахских офицера штаба.