В Гродно завершился над журналистом польского издания «Газета выборча» Андреем Почобутом, которого обвинили в оскорблении и клевете на Александра Лукашенко. Суд проходил в закрытом режиме — журналисты и независимые наблюдатели на него не допускались.
Как сообщили адвокаты, еще утром Андрей Почобут заявил в суде, что в знак протеста отказывается использовать свое право на последнее слово. Это непризнание вины, объяснил адвокат Владимир Киселевич. Прокурор предлагал посадить журналиста в тюрьму на три года.
В итоге суд приговор приговорил Почобута к трем годам условно с отсрочкой на два года. При этом суд снял с Почобута обвинение в оскорблении Лукашенко и оставил только обвинение в клевете.
Уголовное дело в отношении корреспондента польской «Газета выборча» (Gazeta Wyborcza) в Гродно было возбуждено 28 марта. Журналист обвинялся по двум статьям уголовного кодекса: ч. 1 ст. 368 (оскорбление президента Белоруссии) и ч. 1 ст. 367 (клевета в отношении президента) за публикации в польском издании «Газета выборча», на сайте «Белорусский партизан» и на странице в «Живом журнале». Максимальное наказание по первой статье — четыре года лишения свободы, по второй — два года. Почобут был задержан 6 апреля за нарушение подписки о невыезде: он собирался выехать из Гродно в Минск для участия в видеоконференции с депутатами Европарламента. С тех пор журналист находился в СИЗО.
В постановлении прокуратуры по делу утверждалось, что Почобут А. С. в 2010—2011 гг. «разместил в глобальной компьютерной сети интернет на сайтах www.wyborcza.pl, belaruspartisan.org и poczobut.livejournal.com созданные им текстовые публикации, озаглавленные «Время закручивать гайки», «Лукашенко нашел очередную цель», «В Беларуси выборы без выбора», «Говорите мне «батька», «Так правит Лукашенко», «Лукашенко: Да, я сфальсифицировал выборы», «Свобода по-белорусски. Покаялся — так вышел?», «Предвыборный популизм по-белорусски», «Так пугает белорусский КГБ», и один текст без заголовка, начинающийся словами «Дзякуй усім...» и заканчивающийся словами »...можаце выкарыстоўваць», в которых содержатся признаки публичного оскорбления президента Республики Беларусь».
«Да, в этих публикациях содержится критика Лукашенко. Но мои публикации оскорблений не содержат — исключительно критика. Может быть, критика жесткая, но оскорблений я не допускал», — возражал сам Почобут.
Освобождения журналиста требовали белорусские и международные правозащитные структуры, руководство Польши, ЕС и США.
В суд в Ленинском районном суде Гродно не пускали ни родных Андрея Почобута, ни представителей прессы, ни сотрудников посольства Польши.
Эксперты высказывали предположение, что уголовное преследование журналиста — это месть скандально известного генерала КГБ Белоруссии Ивана Коржа и его подчиненных. Дело в том, что Андрей Почобут как журналист и как активист преследуемого властями Союза поляков неоднократно конфликтовал с КГБ, находился под постоянным наблюдением спецслужб и не раз задерживался оперативниками КГБ под различными предлогами.
8 января журналисту принесли официальное предупреждение о недопустимости противоправных действий (участие в акции протеста после президентских выборов 19 декабря 2010-го) за подписью начальника Управления КГБ по Гродненской области Ивана Коржа. Почобут потом рассказывал коллегам, что при этом сотрудники КГБ угрожали ему и несколько раз ударили по голове. Он подал жалобу в военную прокуратуру, результатом чего стала серия проверок и медицинских экспертиз.
В Западной Белоруссии процесс над Почобутом стал одним из главных событий последних месяцев. Местное население, значительный процент которого составляют поляки (и тяготеющие к Польше белорусы-католики), восприняло суд над Почобутом как продолжение репрессий против польского меньшинства, традиционно поддерживающего противников Лукашенко и в целом выступает против политики белорусских властей.
«С 1 июля Польша председательствует в ЕС, так что приговор польскому журналисту Андрею Почобуту в любом случае оказывался неким политическим актом, — сказал «Газете.Ru» журналист польского издания Kurier Poranny Войцех Замировски. — То, что журналиста отпустили, сняв самое тяжелое обвинение, говорит о желании Лукашенко улучшить отношения с Европой — хотя бы ради столь нужного кредита от МВФ». «Однако мы видим другие враждебные шаги белорусских властей. В Минске польское посольство лишают здания, Белорусский союз поляков практически разгромлен, а многие его активисты лишились работы», — напомнил он.