Председатель комитета Совета федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков направил в Госдуму законопроект, в котором предлагает создать в России институт спецпрокуроров. Они будут уполномочены проводить проверку деятельности действующих генпрокурора и главы Следственного комитета, членов правительства, а также других высших должностных лиц государства после сложения ими полномочий.
Как рассказал «Газете.Ru» сам Лысков, согласно его предложению, формально коллегия будет встроена в систему прокуратуры, а ее члены получат статус замгенпрокурора. Однако уволить спецпрокуроров генпрокурор права иметь не будет: прекратить полномочия кого-либо из коллегии сможет только Совет федерации, который будет и утверждать членов коллегии.
Коллегия уполномоченных прокуроров будет работать с запросами президента, обеих палат парламента, а также вести собственные расследования в случае появления сообщений о нарушениях своих «подопечных» из числа первых лиц. По мнению Лыскова, это будет способствовать независимости нового органа при проведении проверки, в том числе в отношении высших чинов Генпрокуратуры.
Коллегия уполномоченных прокуроров, согласно концепции Лыскова, должна состоять из 17 человек, назначаемых на 8 лет и утверждаемых Советом федерации по аналогии с генпрокурором. По 5 кандидатур в коллегию будут представлять президент, Совет федерации, Госдума, а еще две кандидатуры должен выдвинуть уполномоченный по правам человека.
Коллегия получит право проводить проверку деятельности глав Генпрокуратуры и Следственного комитета, работать с материалами парламентских расследований Госдумы и Совета федерации и по запросу президента вести предварительное расследование действий руководителей министерств и ведомств, подчиненных непосредственно главе государства, в том числе премьер-министра.
Бывшие высшие должностные лица тоже спать спокойно не смогут: спецпрокуроры будут уполномочены проверять сообщения о преступлениях, совершенных в период исполнения обязанностей отстраненными от должностей спикерами Совета федерации и Госдумы, председателями Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, главой Следственного комитета и Генпрокуратуры, руководителями Счетной палаты, Центробанка, Центризбиркома, уполномоченным по правам человека, а также президентом России.
По мнению Лыскова, в России в настоящее время невозможно провести объективное расследование деятельности генпрокурора или главы Следственного комитета, так как заниматься ими будут их же собственные подчиненные. Сенатор заметил, что эти же прокуроры и следователи, согласно Уголовно-процессуальному кодексу, в случае когда проводится проверка в отношении их собственных начальников, являются потенциальными свидетелями и должны брать самоотвод.
Второй причиной разработки законопроекта сенатор назвал недавний конфликт между генпрокурором Юрием Чайкой и главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным. Скандал между силовиками начался после возбуждения Следственным комитетом дела против подмосковных прокуроров по подозрению в покровительстве нелегальным казино. Генпрокуратура назвала действия следствия «неконституционными», и в итоге в конфликт пришлось вмешаться лично президенту Дмитрию Медведеву, пригласившему глав обоих ведомств на закрытую встречу, после которой страсти утихли.
То, что президент лично занимается примирением глав правоохранительных структур, неправильно, говорит Лысков, считая, что предлагаемый им институт спецпрокуроров станет эффективным орудием в руках президента для того, чтобы держать руководителей силовых ведомств под контролем и иметь объективную информацию об их деятельности.
Предложение Лыскова имеет все шансы быть принятым, уверены депутаты из комитета Госдумы по безопасности.
Зампред этого комитета, депутат от «Справедливой России» Геннадий Гудков сказал «Газете.Ru», что считает идею сенатора Лыскова абсолютно верной, так как ее выполнение поможет усилить контрольные функции парламента, как это принято в развитых демократических странах.
Гудков считает, что спецпрокуроры должны быть наделены самыми широкими полномочиями, сопоставимыми с полномочиями генпрокурора, чтобы обеспечить эффективность проверки деятельности высших должностных лиц в правоохранительных структурах. Депутат предположил, что законопроект вполне может найти поддержку в Госдуме у правящей партии, однако опасается, что идея встретит противодействие, которое приведет к ее выхолащиванию и созданию фактически бессильной структуры.
Зампред комитета Госдумы по безопасности, депутат от «Единой России» Алексей Волков сказал «Газете.Ru», что поддерживает идею, но главная задача при рассмотрении законопроекта — предусмотреть все механизмы контроля деятельности спецпрокуроров. Подобные институты успешно действуют во многих странах мира, поэтому введение коллегии уполномоченных прокуроров в России вполне оправдано, считает Волков.
«Такая группа прокуроров, безусловно, нужна и она могла бы снять множество вопросов, которые возникают после того, как люди покидают свои посты. Начинают говорить, что сделано то-то, украдено столько-то, а ничего не проверяется, никто к этому не возвращается, никаких оценок не дается», — говорит бывший начальник международно-правового управления Генпрокуратуры России Исса Костоев.
В то же время эффективность этой группы во многом будет зависеть от того, как в законопроекте решены вопросы процессуальных полномочий и формирования группы,
сказал эксперт «Газете.Ru». По мнению Костоева, законопроект должен четко обозначить, кому подчиняется группа, как она формируется, что она может и что не может.
Подчинение группы президенту или парламенту будет неправильным, считает Костоев. Однако право инициировать проверки в отношении тех или иных отставных должностных лиц у президента и парламента должно быть, полагает собеседник «Газеты.Ru». Сами независимые прокуроры должны проводить весь комплекс следственных мероприятий до момента, пока они не придут к выводу о наличии в действиях того или иного должностного лица признаков состава преступления. После этого материалы должны передаваться действующим следственным или прокурорским органам, считает Костоев.
«Без решения этих вопросов идея о независимых прокурорах окажется, может быть, и хорошей, но нежизнеспособной», — предупредил эксперт.