Через полтора месяца существования «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) россияне по-прежнему не знают о нем и не хотят в него вступать, следует из результатов опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ), проведенного 18—19 июня.
Несмотря на большое количество новостей о новой структуре, о существовании ОНФ знают лишь 8% опрошенных, столько же о нем знали 29 мая, а 19 мая знали даже на 1% больше (что, вероятно, объясняется колебаниями в рамках статистической погрешности).
За месяц выросло количество тех, кто «что-то слышал» об этой организации — с 22% до 28%, 62% опрошенных слышат о нем впервые.
Граждане не определились со своим отношением к очередному движению в поддержку Владимира Путина. По 15% одинаково одобряют и не одобряют создание ОНФ. В мае к «фронту» хорошо относились гораздо больше россиян — 21%. Правда, 23% относились к «фронту» отрицательно, то есть число радикальных противников тоже уменьшилось. На 15% выросло число тех, кто затрудняется дать ответ на этот вопрос, — их 70%.
Россияне не просто не знают, но и не хотят знать об «Общероссийском народном фронте», в который по очереди вступают то РЖД, то «Почта России», то аграрии:
48% опрошенных заявили, что им не интересна информация об ОНФ (в мае их был 41%). Число тех, кому новости об ОНФ интересны, снизилось с 24% до 21%. Треть опрошенных затруднились ответить.
Вступать в ОНФ большинство россиян не хотят: об этом заявили 65%, желают присоединиться лишь 4%. Менее одного процента заявили, что уже являются членами ОНФ, треть затруднились с ответом.
Кто мог бы присоединиться к ОНФ, не могут сказать 80% респондентов: 6% убеждены, что это сделают единороссы, 3% предлагают такой шаг политическим партиям и движениям в целом, 2% засылают туда «тех, кто поддерживает власть».
Впрочем, в объяснении целей все же вступивших в ОНФ опрошенные россияне достаточно благосклонны. 13% считают, что участники ОНФ хотят «улучшать жизнь в стране» и «объединить усилии для решения глобальных проблем». В корыстных интересах «фронтовиков» подозревают лишь 6% опрошенных, некоторые даже полагают, что туда идут «для решения каких-то личных проблем». Еще 5% полагают, что «все хотят в чиновники» и используют ОНФ как карьерный лифт.
Лишь 3% граждан уверены в предвыборном характере этого проекта: он делается «не ради народа — чтобы поддержать Путина», отвечали граждане на вопрос. По мнению респондентов, «фронтовики» «хотят остановить беспредел правительства», возглавляемого лидером и инициатором ОНФ Владимиром Путиным, желают «докричаться до президента», «противостоять бардаку и беззаконию». Некоторые думают, что во фронт записывают «в добровольно-принудительном порядке» и «начальство заставляет». «Клоуны, скоморохи, марионетки», «полный бред», «много грязи», «от дурости» — 2% отрицательных высказываний приводит ФОМ.
Среди опрошенных нашлись и те, кто считает ОНФ проектом Кремля, а не правительства (или же не видят между ними разницы). «Кремль об этом объявил — значит, нужно поддерживать», — оценили они значимость «фронта».
Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков к результатам социологических опросов о «фронте» относится спокойно. «Это все относительные цифры. У ФОМа такие данные, у ВЦИОМа другие», — сказал он «Газете.Ru». По словам Пескова, никаких дополнительных действий по популяризации «фронта» в связи с результатами социологических исследований в ОНФ предпринимать не будут: «Дополнительной активизации не требуется». Несколько опрошенных «Газетой.Ru» единороссов заявили, что рейтингов ФОМ не видели и комментировать результат не готовы.
«В силу того, что ОНФ позиционируется только на политическом поле и не выходит с неполитическими инициативами — например, с молодежными, это достаточно ожидаемый результат», — комментирует рейтинг директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Пока «фронт» находится на организационной стадии, объясняет политолог, и интерес элит к нему выше, чем интерес народа.
В ходе исследования опрошены 1500 респондентов в 43 субъектах РФ, в 100 населенных пунктах.