Власти Китая подтвердили данные о строительстве собственного авианосца, однако он «пока еще не готов», заявил начальник генштаба Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Чэнь Биндэ в интервью гонконгской газете «Сянган шанбао». Биндэ стал первым китайским военачальником, который официально подтвердил факт сооружения авианесущего корабля. «В отличие от ряда других стран, Китай никогда не будет направлять свой авианосец в территориальные воды других государств, поскольку придерживается политики оборонительного характера», – добавил помощник главы генштаба, генерал-лейтенант Ци Цзяньго.
По данным New York Times, Китай практически завершил модернизацию авианесущего крейсера «Варяг», приобретенного у Украины в 1998 году за $20 млн через фирму в Макао. Поначалу покупатель заявлял, что намерен использовать «Варяг» в качестве развлекательного комплекса.
После сделки «Варяг» на буксире был доставлен в порт Далянь, где начались работы по его модернизации. Он получил имя Shi Lang, в честь китайского флотоводца XVII века, который захватил Тайвань. Задача присоединения этого острова к КНР для Пекина является одной из главных и сейчас.
Новый китайский авианосец не изменит баланса сил в регионе, считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. «Китайцы выдают желаемое за действительное, называть Shi Lang полноценным авианосцем пока нельзя», — сказал Макиенко «Газете.Ru». По его словам, у китайцев нет необходимых палубных самолетов и других систем обеспечения авианосца. «На это Китаю могут потребоваться годы, а то и десятилетия», — добавил он.
Заявление о создании авианосца является пиар-ходом, полагает эксперт. «Китай наслаждается своими успехами. Конечно, это имиджевое событие», — уверен военный эксперт. Американцы уже заявили о том, что новый авианосец не несет угрозы для ВМФ США, напомнил он.
Сейчас в Тихоокеанском регионе уже сконцентрировано более 10 авианосцев американцев и их союзников, причем более современных, чем Shi Lang. В перспективе эта группировка может быть удвоена.
Созданный китайцами на базе российского Су-33 палубный истребитель J-15 уступает американским аналогам. Кроме того, у китайцев слабая самооборона корабля. Это позволило командующему Тихоокеанским флотом США адмиралу Роберту Уилларду в апреле заявить на слушаниях в Сенате, что его «не беспокоят военные возможности китайского авианосца».
Но для Тайваня даже один китайский авианосец может представлять серьезную угрозу, считает эксперт Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
«Появление у Китая авианосца несет угрозу Тайваню, безусловно. Даже при том, что он (авианосец – «Газета.Ru») будет использоваться как учебный. Теперь китайская армия, используя авианосец, может нанести удар по Тайваню не только с востока, но и с запада», — говорит Храмчихин. По его словам, Пекин усиливает давление на Тайвань и надеется, что остров «сдастся по-хорошему» и войдет в состав КНР.
С другой стороны, китайцы продолжат свою программу строительства авианосцев, а это может вызвать гонку вооружений в регионе, отмечает Макиенко. «Строить в дальнейшем авианосцы китайцы однозначно будут. Этому региону необходимо уделять особое внимание, в том числе и России. В ближайшее время необходимо усиливать Тихоокеанский флот», — сказал эксперт.
Китайская программа постройки авианосцев была запущена в 1980-е годы. В конце 1980-х Китай приобрел на металлом австралийский авианосец «Мельбурн», заложенный англичанами еще в 1943 году, в 1994 году он был разделан, а его части активно использовались специалистами для изучения. Проявляли китайские военные интерес и к французским авианосцам. Первыми серьезными покупками стали советские тяжелые авианосные крейсеры «Минск» и «Киев», приобретенные Китаем в начале 1990-х годах. Купленный Китаем на Украине в 1998 году тяжелый авианосный крейсер «Варяг» - аналог единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов», вступившего в строй в 1991 году.