О внесении третьего пакета поправок по либерализации уголовного законодательства Дмитрий Медведев объявил во вторник на встрече с министром юстиции Александром Коноваловым. Обещание продолжить либерализацию Уголовного кодекса президент давал еще на совещании по вопросам развития судебной системы в марте. К тому времени Минюст с государственно-правовым управлением администрации президента уже разработали первую версию законопроекта, но с его с резкой критикой тогда выступил Конституционный суд («Газета.Ru» подробно писала о проекте). Противники нашлись и в других ведомствах, прежде всего в силовых.
Наибольшее сопротивление у силовиков вызвала идея о декриминализации контрабанды, признал «Газете.Ru» высокопоставленный собеседник в Минюсте. В результате должен был быть достигнут компромисс: декриминализация товарной контрабанды с одновременным назначением реальных административных наказаний за нее.
Статью 188 УК «Контрабанда» предлагается признать утратившей силу (ее применение очень коррупционно, отмечается в пояснительной записке), а главу 24 «Преступления против общественной безопасности» дополнить статьей 226.1 «Контрабанда», предусматривающей ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу России с государствами – членами Таможенного союза предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения. Это взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные ядерные материалы, оружие, а также стратегически важные товары, ресурсы, культурные ценности.
Кроме того, предлагается дополнить главу 25 УК «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» статьей 229, устанавливающей ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ и инструментов, используемых для их изготовления.
В целом законопроект вносит довольно серьезные изменения во все части Уголовного кодекса. Во-первых, целый ряд преступлений переводится в категорию меньшей тяжести. В них попадут все преступления, за совершение которых максимальное наказание в виде лишения свободы не превышает трёх лет, а не двух лет, как сейчас.
Кроме того, суд сможет сам, при наличии смягчающих обстоятельств и при отсутствии отягчающих, изменять категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию преступления.
Новые полномочия суда не приведут к большей коррумпированности судей, считает адвокат Елена Лукьянова. По ее мнению, судьи просто не будут использовать такую норму на практике. «Коррупциогенность появляется в случае возможности назначения большей тяжести преступлений», — отметила она.
Отдельной поправкой предусмотрен альтернативный вид наказания, не связанный с изоляцией от общества, — принудительные работы на срок от двух месяцев до пяти лет. Повышается предельный размер обязательных работ — до 480 часов (сегодня в УК до 200). Исправительные работы теперь будут проходить по месту основной работы.
Декриминализуются (то есть переводятся в административные правонарушения) такие статьи, как оскорбление и клевета, нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, часть первая статьи 191 (незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга).
Не будет уголовным преступлением и состав статьи 165 (причинение имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения). Именно по этой статье возбуждено уголовное дело против известного блогера Алексея Навального.
Появляется возможность избежать уголовного наказания по ряду преступлений экономической направленности: законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс статьей 76, предусматривающей возможность освобождения от уголовной ответственности лица, которое впервые совершило преступление экономической направленности. Правда, нужно, чтобы это лицо полностью возместило ущерб и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба. Эта мера коснется более чем половины из 40 экономических преступлений, входящих в главу 22 УК.
Облегчение тяжести ряда преступлений «соответствует сегодняшним потребностям политики России», считает адвокат Лукьянова, оно необходимо для повышения инвестклимата и облегчения работы бизнеса. Впрочем, по ее мнению, меры недостаточны. Так, та же контрабанда – признак плохо организованной экономики. «Контрабанды не было бы, если бы не было поборов на границе и непомерных пошлин», — говорит Лукьянова.
Помимо общего пакета либерализации Уголовного кодекса Медведев внес в УК важные поправки, касающиеся наркоманов. Наркоманам, впервые совершившим преступления небольшой и средней тяжести в сфере незаконного оборота наркотиков, в соответствии с поправками будет предоставлена возможность отсрочки исполнения наказаний.
82 статья УК дополняется статьей, согласно которой изъявившим желание добровольно пройти лечение от наркомании суд может отсрочить отбывание до окончания курса лечения, но не более чем на восемь лет.
В зависимости от результатов лечения суд может и вовсе отменить наказание. В случае же уклонения от лечения, суд по представлению контролирующего органа может отменить отсрочку.
Во вторник же со статьей о наркомании в «Независимой газете» выступил председатель Госдумы Борис Грызлов. Он предложил ввести «профилактическую меру» — введение уголовной ответственности за употребление наркотиков. Аналогичные инициативы звучали на Госсовете, посвященном проблеме детской наркомании, но однозначной поддержки не получили.