Во французском Довиле завершился один из самых насыщенных по количеству достигнутых договоренностей саммит G8. Итоговая декларация заняла 25 страниц. Ключевыми оказались договоренности по Ливии. Кремль, который изначально крайне скептически отзывался об операции в этой стране, в итоге сошелся с Западом на том, что политический режим джамахирии необходимо сменить.
Пункт о единой позиции по Ливии зафиксирован в итоговой декларации. Лидеры «восьмерки» заявили, что Муамар Каддафи потерял свое право руководить страной.
В документе отмечается, что ливийское правительство не сумело выполнить свой долг по защите населения страны и потеряло свою легитимность. «У него нет будущего в свободной, демократической Ливии. Он должен уйти», — говорится в документе о Каддафи. Россия поддержала этот документ и по просьбе партнеров выступит переговорщиком.
Президент объявил по итогам саммита, что отправляет Михаила Маргелова в Бенгази. «Я принял решение отправить туда моего спецпредставителя в Африке — господина Маргелова. Он буквально немедленно вылетает в Ливию», — сообщил Медведев на итоговой пресс-конференции. По мнению российского лидера, если полковник уйдет добровольно, «тогда можно будет обсуждать, каким образом это можно сделать: какая страна его могла бы принять, на каких условиях и что бы он мог сохранить, а что он должен потерять». Медведев уточнил, что Россия не будет страной, которая примет Каддафи. По словам президента, мировое сообщество больше не видит Каддафи в качестве признанного лидера Ливии.
Впрочем, как именно Маргелов будет выполнять миссию по уговору Каддафи уйти, не совсем ясно. Ведь пока, по словам президента, Маргелов сосредоточится на переговорах с повстанцами. В Триполи обстановка сложнее, заявил Медведев, так что вопрос о поездке Маргелова в ливийскую столицу рассмотрят позже.
Пока не определено, прервется ли военная операция в Ливии на время переговоров.
В кулуарах саммита обсуждалось, что в проекте заключительной декларации будет содержаться и предостережение Дамаску: если жесткое подавление выступлений тамошней оппозиции не прекратится, сириийские проблемы будут рассмотрены в Совете Безопаности ООН. Но в декларацию такое положение не вошло, это положение заблокировала как раз Россия. Москва считает это своей большой победой, объяснил замминистра иностранных дел Сергей Рябков. «Нас немножко беспокоит тенденция некоторых наших партнеров решать проблемы, как в магазине дешевой одежды: one size fits all — нужна работа серьезного портного, который понимает, что клиенту нужно». По его словам, если такая резолюция появится в Совбезе ООН, «мы не будем даже текст рассматривать».
Президент Франции Никола Саркози, в свою очередь, пообещал, что страны — участницы «восьмерки» выступят в Совбезе с «единой «позицией» по Сирии.
В защиту Сирии на итоговой пресс-конференции выступил и Медведев.
Обсуждая последствия событий на Ближнем востоке и в Африке «восьмерка» приняла решение выделить Египту и Тунису, пережившим революции, $20 млрд помощи.
Неудачей саммита, которую был вынужден признать и Медведев, стал факт, что Россия не смогла продвинуться в переговорах созданию совместной ПРО. Выступая на пресс-конференции, российский лидер выразил неудовольствие очередной отсрочкой. По его словам, из молчания американских коллег в ответ на вопрос, против кого и какой угрозы будут направлены системы противоракетной обороны в Европе, российская сторона делает вывод, что именно против России. Впрочем, к позиции президента США Медведев отнесся с пониманием и почти сочувствием. «Обаме надо соответствующие подходы отстаивать в сенате», — прокомментировал он.
Не удалось договориться и о потенциальном визите Барака Обамы в Россию. Как пояснял ранее источник в дипломатических кругах, подвешенность вопроса о дате визита связана с разными взглядами администрации Белого дома на целесообразность такой поездки в предвыборный для Обамы год.
Выяснилось, что лидеры «восьмерки» интересовались у Медведева планами на 2012 год, но его разъяснение мировым лидерам так и осталось загадкой.
«Интересовались, не буду скрывать. Я им рассказал абсолютную правду, что буду делать я и некоторые мои коллеги», — заметил Медведев. — Могу продиктовать несколько адресов, можете у них узнать».
Россия уезжает с саммита с обещанием согласовать контракт на поставку французских вертолетоносцев Mistral в двухнедельный срок: два корабля будут произведены во Франции, еще два — в России. Соответствующее соглашение заключили президенты России и Франции в ходе двусторонней встречи. Правда, на каких именно условиях будет заключен контракт и получила ли Россия уступку по цене, получит ли она корабли с вооружением — неизвестно. Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова в четверг заявила, что подробности сделки не раскрываются, сам глава государства в подробности также не вдавался. На вопрос, является ли договоренность по Mistral следствием лояльности России по ливийскому вопросу, Саркози ответил, что эти проблемы не связаны.
Неясность российской позиции породила предположения, что на самом деле ключевые противоречия — передача технологии управления вертолетоносцами Zenith-9 и окончательная стоимость сделки — могли так и не быть сняты.
Одной из ключевых тем саммита стало и обсуждение кандидатуры на пост главы ВМФ, вместо безвременно покинувшего руководящую должность Доминика Стросс-Кана. Сейчас есть шорт-лист кандидатов, рассказал Медведев. По его словам, соответствующую кандидатуру на руководящий пост могли бы представить страны БРИКС. Впрочем, основной кандидатурой по итогам переговоров стала министр финансов Франции Кристин Лагард, поддержанная всеми участниками саммита.