Группа депутатов-единороссов разработала долгожданные поправки, регламентирующие деятельность в интернете. Законопроект опубликован на сайте комитета Госдумы по информационной политике в разделе, где публикуются документы, готовящиеся к внесению в парламент. Над законопроектом работали различные специалисты отрасли, начиная от депутатов Госдумы и заканчивая главой президентского совета по развитию гражданского общества Михаилом Федотовым.
Поправки, определяющие суть интернета и регламентирующие его деятельность, предлагается внести в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 2006 года. Спустя пять лет после принятия закона законотворцы решили определить его цель: «создание правовых гарантий осуществления конституционного права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации». В сферу действующей редакции закона попадают отношения, возникающие при поиске, производстве и распространении информации, применении информационных технологий и защите информации.
Предлагается распространить его действие на интернет, обозначив его «глобальными компьютерными сетями».
Предметом регулирования закона также предлагается сделать отношения возникающие «при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (интеллектуальной собственности)». Сейчас действие закона на такие отношения не распространяется.
Поправки предлагают переформулировать понятие информации, причислив к ней не только сведения «о лицах, предметах, фактах и т. д.», но также и мнения о них.
При этом в другой части законопроекта предлагается учитывать положения закона «Об информации» при применении закона «О средствах массовой информации» к отношениям в интернете.
Причисление мнения к разряду информации не означает, что в случае принятия поправок пользователей интернета станут судить не только за распространение недостоверных сведений, но и за высказывание мнений, дал понять адвокат Вадим Прохоров. В таком определении информации нет «открытия Америки», и распространение утверждений о фактах, и распространение утверждений о мнении информативны, говорит защитник. «Но, какое значение в это вкладывали авторы, нужно внимательно изучать», — предупредил адвокат.
В действующем законе «Об информации» информация не разделяется на «сведения» и «мнения», что противоречит позиции Верховного суда, говорит Федотов. «Все опубликованное является информацией, но нужно различать утверждение о фактах от мнения», — говорит Федотов и добавляет, что за мнение не должно быть наказания, «мнения свободны». Расхожую с подачи блогера Навального фразу «Единая Россия — партия жуликов и воров» Федотов классифицировал как «мнение».
Интернет в законопроекте предлагается определить как «информационно-коммуникационную инфраструктуру открытого доступа, образующую виртуальную интерактивную информационную среду», где «глобальный оборот информации» осуществляется в интересах неопределенного круга пользователей.
В законопроекте также даны определения другим понятиям, связанным с интернетом: веб-сайту, доменному имени и домену, пользователям глобальных компьютерных сетей и др. Некоторые формулировки выглядят противоречивыми: так, понятие распространения информации трактуется как ее передача неопределенному кругу лиц, а «распространитель информации посредством веб-сайта» определяется как лицо, передающее информацию определенному кругу лиц.
К уже имеющимся 8 принципам правового регулирования информации предлагается добавить еще столько же. Единственным критерием ограничения информации в интернете должно стать нарушение прав и свобод «других лиц», считают авторы законопроекта. «Это абсолютно естественное условие, — говорит Федотов. — Свобода любого лица заканчивается там, где заканчивается свобода другого лица».
Эта норма не является фундаментальным открытием, подтверждает Прохоров, она соответствует ст. 17 Конституции. «Но, опять же, понимая, с кем имеем дело, нужно внимательно изучить, что имеется в виду. Нельзя исключать, что она может быть направлена на затыкание ртов», — опасается собеседник «Газеты.Ru».
Блокировка информации в интернете должна осуществляться только по вступившему в силу решению суда, говорится в законопроекте. Судебное решение должно требоваться и для раскрытия тайны электронной переписки, считают авторы проекта.
Свобода циркуляции информации, на которую не наложены законодательные ограничения, должна быть распространена на интернет, считают авторы проекта.
Законопроект устанавливает главенство закона «Об информации» по отношению к указам президента и другим федеральным законам, регулирующим деятельность с использованием интернета. Все сомнения и противоречия в нормативных актах, регулирующих деятельность с использованием интернета, должны трактоваться в пользу рядовых пользователей интернета, провайдеров и администраторов доменов, считают авторы инициативы. Международные правовые нормы приоритетны по отношению к закону «Об информации».
Для применения российского законодательства к отношениям в интернете достаточно, чтобы на территории России находилось имущество одного из участников таких отношений
или чтобы один из участников отношений был российским гражданином или иностранцем с разрешением на постоянное или временное проживание в России, говорится в законопроекте. Также субъектами таких отношений могут быть российское юридическое лицо или российское представительство иностранного юридического лица.
У «Единой России» «нет задачи ограничить интернет-пространство», сказал «Интерфаксу» один из разработчиков законопроекта, депутат Роберт Шлегель.
«Никого «чикать» мы не собираемся.
Наоборот, у нас есть задача сделать процесс создания законодательства максимально открытым и удобным для пользователей, закрепить гарантии прав и свобод, сделать интернет безопасной средой», — пояснил депутат. По подсчетам Шлегеля, интернетом в России сейчас пользуются 60 миллионов человек, а через десять лет большинство россиян будут ходить в сеть, как к себе домой. Параллельно числу пользователей растет и число преступлений в интернете, считает Шлегель. Особенно депутата беспокоит то, что интернет используется «для вброса разного рода недостоверной информации, а иногда и прямой лжи, оскорблений и провокаций».