В Госдуму внесен законопроект изменений в закон «О судах общей юрисдикции», предлагающий разрешить судам проводить заседания за пределами территории, которая является им подсудной, что в настоящее время по законодательству невозможно.
Авторами законопроекта стали три политических тяжеловеса Госдумы пятого созыва: председатель комитета по безопасности Владимир Васильев, председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин и председатель комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. Все они состоят в партии «Единая Россия».
Подобное соавторство встречается в Госдуме весьма нечасто и свидетельствует о том, что законопроект наверняка будет принят без поправок, а также о том, что он имеет большое значение для руководства страны и администрации президента.
Павел Крашенинников пояснил «Газете.Ru», что решение убрать ограничения по месту проведения выездного заседания для судов имеет отношение, в первую очередь, к делам о терактах и экстремистских преступлениях, совершенных в южных регионах России.
Крашенинников с сожалением констатировал, что в данных регионах часто господствует принцип «круговой поруки» и клановых отношений, что создает атмосферу, препятствующую осуществлению независимого правосудия в отношении дел о терроризме, экстремизме или создании незаконного вооруженного формирования, которые имеют особое значение для страны.
Депутат Плигин пояснил «Газете.Ru», что если несколько лет назад при работе над законом «О судах общей юрисдикции» необходимости в снятии ограничений не было, то в последнее время такая необходимость назрела.
С ним согласен первый вице-президент федерального союза адвокатов России Игорь Трунов, пояснивший, что необходимость проводить выездные заседания за пределами региона, где совершено правонарушение, возникает регулярно и не только в отношении дел о терроризме и экстремизме, но и в случаях, когда пострадавшие и свидетели живут в регионе, удаленном от места, где против них совершили преступление.
Трунов привел корреспонденту «Газеты.Ru» в качестве примера дело об утонувших в летнем лагере на Азове шестерых детях и воспитателе, приехавших из Москвы. Пострадавших по делу было более 100 человек, говорит Трунов, при этом все они москвичи, и лишь несколько участников процесса живут на Кубани. Представители пострадавшей стороны попытались договориться о переносе рассмотрения дела в Москву, что по действующему законодательству возможно только с согласия всех вовлеченных сторон, которого они не получили. В результате многие участники процесса, в том числе важные свидетели, присутствовать на всех заседаниях не смогут, так как это весьма обременительно для потерпевших и накладно для государства, что неминуемо скажется на качестве правосудия, рассказал адвокат.
Принятие законопроекта, устраняющего территориальные ограничения, не противоречит 47-й статье Конституции о праве граждан на рассмотрение дел теми судьями, к подсудности которых они относятся по закону, пояснил Трунов «Газете.Ru».
Осуществлять правосудие продолжат те же самые суды, на территории юрисдикции которых было совершено правонарушение, измениться может лишь место проведения заседания «в случае, если суд сочтет это необходимым».
Что касается дел о терактах, то, по словам адвоката, изменения в законодательстве действительно вполне оправданны.
«В республиках Северного Кавказа «постконтртеррористического периода» судопроизводство часто весьма условно. Если даже независимость суда в Москве часто вызывает большие вопросы, то в этом регионе вопросы часто решаются в соответствии со специфическими критериями в обстановке постоянных переговоров между тейпами, кланами. Возможность проводить судебные заседания за пределами региона может кардинально улучшить качество правосудия по таким делам», — считает Трунов.
Единственное, что вызывает опасения адвоката, так это повышенное внимание властей к статьям об экстремизме, так как они содержат весьма расплывчатые нормы и нередко используются для борьбы с людьми, неугодными региональным властям.