«Единая Россия» решила разбрасывать социальные сети: партия закроет сайт er-portal.ru, оставив лишь официозный er.ru, и будет уделять повышенное внимание работе и раскрутке в уже существующих Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». О закрытии одного из двух партийных сайтов сообщил официальный твиттер-аккаунт «Единой России».
В партии и сейчас идет работа с соцсетями и блогами, говорит заведующий кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета им. Плеханова, партийный блогер и автор Владимир Бурматов, «но контент, который туда транслируется, вызывает вопросы: по большому счеты, это то же самое, что есть на официальном партийном сайте, это не самый эффективный вариант».
«Сейчас речь идет о том, что партия будет создавать контент для социальных сетей», — объяснил интернет-пропагандист.
Официальная позиция партии и правительства в блогах и социальных сетях представлена довольно хаотично: часть блогеров оплачивались из бюджетов политтехнологических контор, часть — из партийной кассы, часть писали по собственной инициативе в рамках общественной партийной нагрузки, рассказывают собеседники «Газеты.Ru» в партийном аппарате. Кто-то вел битву под своим именем, кто-то организовывал массовые высказывания. Интернет-позиционирование было предметом внутренних партийных совещаний у руководителя общественного совета при ЦИК партии Алексея Чеснакова, глобальные цели и задачи ставились первым замглавы администрации Владиславом Сурковым.
В разное время региональным единороссам и молодогвардейцам рекомендовалось регистрироваться в сети под своим именем или ником, наиболее приближенным к реальному имени пишущего, говорит региональный единоросс: было мнение, что это вызовет больше доверия в партии. В последнее время не централизованно, но партфункционеры и аппарат партии постепенно внедрялись в социальные сети — «Одноклассники», «ВКонтакте», Facebook.
«Это единичные несогласованные действия, но это не партийная кампания, — говорит директор агентства «Социальные сети» Денис Терехов. — Пока то, что там происходит, это не работа в соцсетях, это частная инициатива отдельных граждан».
Теперь работа наконец станет системной: внутри группы интернет-проектов партии создается служба работы в социальных сетях, в которую войдут 5—6 человек по принципу «один человек на одну социальную сеть». Всего на обслуживании интернет-деятельности партии в центральном исполкоме числятся около 30 человек. Указание сделать акцент на работу в соцсетях было дано месяц назад на совещании у Суркова, сообщала ранее «Газета.Ru». Задача заключается в том, чтобы контент пришел к каждому избирателю.
Так, партийцам придется заняться адаптацией контента к конкретным пользователям конкретных сетей.
Еще одна технология, которую предстоит освоить партии перед выборами, — видеосюжет и запуск «вирусных» видеороликов. Креативщики от «Единой России» уже попробовали себя в роли режиссеров с выпуском сериала «Теория политической лжи» с аллюзией на популярный сериал «Теория лжи» (Lie to me) с Тимом Роттом в главной роли.
Судя по анонсу, в первых четырех сериях политического креатива будут изучаться высказывания Владимира Жириновского, Геннадия Зюганова, Сергея Миронова и Алексея Кудрина. Проморолик на канале YouTube посмотрели 323 раза, первую серию (с Зюгановым) — 379 раз. Этот и другие видеопроекты от партии будут продолжены, говорит собеседник в партии: нужно отходить от видеоофициоза, который выкладывается на сайте сейчас.
«Это очень правильное решение, — говорит Терехов. — Другое дело, что важно, чтобы эта работа не превратилась в имитацию».
Сайт er-portal.ru должен был быть закрыт уже с 1 мая, говорит сотрудник аппарата партии, но кардинальные решения затянулись.
Два года назад ребрендинг партийного портала из edinros.ru в er.ru проводился с большой помпой (нажатием красной кнопки Борисом Грызловым на съезде партии), смелыми обещаниями и милыми казусами. По изначальной концепции главная страница представляла собой «корзинку» и сеть сайтов — о жизни партии, о музыке, о досуге, «берлога» (партийные блоги) и т. д. Там же поначалу существовала и партийная социальная сеть, которая должна была объединить всех сторонников партии.
Сразу после запуска при открытии сайта блогеры «Живого журнала» обнаружили, что логотип главной страницы практически списан с рисунка официального сайта ничего не подозревавшей дизайн-студии сайтов Orange Label.
Партийные дизайнеры тогда творчески домыслили картину: в изображении на первой странице можно было найти человечков, похожих на ОМОН, стреляющих по жителям, и взятие заложников. После публичного скандала логотип вскоре сняли с сайта и заменили другим.
В итоге из всех заявленных разделов полноценно заработали лишь несколько, и вскоре сайт преобразовался в два отдельных — про партию (er.ru) и «про все остальное» (er-portal.ru).
«ЕР-портал» был более приближен к реальной повестке, более свободен в выражениях и публиковал материалы с боевыми заголовками, отсылающими к межпартийной борьбе. Так, на сайте можно было встретить сообщения «Сергей Миронов провел ночь у Олега Михеева», «Суровый эсер украл трусы», «Эксперты: выхухоль должна уйти», и задавались риторическими вопросами на тему дня: «Действительно ли ЖЖ станет Мертвым Журналом или уборной?» или «ИНСОР тряхнул либеральным нафталином».
Также публиковались интервью и развернутые комментарии пула околопартийных спикеров — Дмитрия Орлова, Валерия Хомякова, Максима Кононенко и пр. и не чуждых партии писателей, актеров, режиссеров, общественных деятелей. Одним из самых посещаемых материалов сайта за последнее время стало интервью балерины Анастасии Волочковой после ее заявления о выходе из партии.
Громкий старт не принес фантастических результатов: в совокупности er.ru и er-portal.ru давали около 60 тысяч посещений в день, говорит собеседник в партии (изначально в «Единой России» «Газете.Ru» заявили, что речь идет о 60 тысячах посещений в месяц, однако утром в пятницу опровергли эту цифру, сославшись на техническую ошибку). По мнению собеседника «Газеты.Ru» в партийном аппарате, посещаемость не соответствовала уровню влиятельного интернет-сми, каким по замыслу должен был стать портал ER.ru. Посещаемость партийных сайтов была выше, чем у сайтов других партий, констатирует, в свою очередь, Бурматов.
Теперь весь трафик достанется одному er.ru, который и сам претерпит некоторые изменения: изменится дизайн на более легкий и читаемый, добавятся несколько проектов с соседнего сайта — например, онлайн-интервью, конференции.