Активисты общественной организации «Голос Беслана» не приглашены на встречу президента Дмитрия Медведева с жертвами теракта в Беслане. Встреча запланирована на четверг, 5 мая, рассказала «Газете.Ru» член комитета «Матери Беслана» Анета Гагиева, в ней примут участие только руководители этой организации Сусанна Дудиева и Эльвира Туаева, которые в среду днем вылетели из Владикавказа в Москву.
Накануне встречи на сайте «Голоса Беслана» появилось обращение к президенту.
«Опасения, что наших делегатов не допустят до президента, оправдались. Наши заявления отставлены в сторону. Власти решили сформировать свою группу делегации потерпевших», — говорится в обращении, под которым подписались 27 пострадавших.
Они уверяют, что неоднократно писали письма президенту с просьбами о встрече, но ответа так и не получили.
Именно от представителей «Голоса Беслана» президент может узнать «действительную правду о трагедии Беслана, услышать о действительных проблемах борьбы с терроризмом в нашей стране, о нуждах жертв терактов», полагают авторы обращения и просят Медведева принять их делегата.
Дудиева и Туаева уже виделись с президентом 22 февраля, во время его поездки во Владикавказ на совещание Совета безопасности. По дороге из аэропорта Медведев заехал на мемориальное кладбище в «Городе ангелов» в Беслане, где похоронены жертвы теракта. На кладбище его ждали родственники погибших при штурме, они надеялись, что президент с ними пообщается. Тогда же Туаева попросила президента найти время для встречи с родственниками жертв теракта, Медведев пообещал им назначить время.
О том, что президент сдержал свое обещание, бесланские женщины узнали во время встречи с полпредом в Северо-Кавказском федеральном округе Александром Хлопониным 25 марта. «Мы направляли ему наши просьбы о встрече с тех пор, как его назначили. Наконец мы пожаловались (главе администрации президента Сергею) Нарышкину, что Хлопонин не отвечает, и 25 марта встреча состоялись. Из «Голоса Беслана» на эту встречу допустили только меня одну», — рассказала «Газете.Ru» Элла Кесаева.
На той же встрече Хлопонин рассказал им, что президент хочет встретиться с теми двумя женщинами, которых видел на кладбище. В результате только с ними президент и увидится: по словам Гагиевой, на встречу администрация президента пригласила только двух человек.
«Интересно, а если бы на кладбище было человек 20, всех бы 20 позвали?» — недоумевает Гагиева.
«Голос Беслана» — организация пострадавших от теракта, отколовшаяся в 2005 году от «Матерей Беслана». Активисты «Голоса» выступают намного жестче и радикальнее «Матерей»: они перекрывали дороги, требовали отставки главы МВД Рашида Нургалиева и тогдашнего директора ФСБ Николая Патрушева, они критикуют власть, обвиняя в намеренном затягивании расследования, а их обращение «Всем, кто сочувствует жертвам бесланского теракта!» к президенту и конгрессу США, руководителям стран Евросоюза и членам Европейского парламента внесено в федеральный список экстремистских материалов.
Несмотря на многочисленные обращения в госорганы, представители «Голоса» ни разу не встречались с руководством страны. В 2005 году с жителями Беслана встретился президент Владимир Путин, но «Голоса» на той встрече не было. Многие отказались лететь в Кремль из-за неуместной, по их мнению, даты встречи — 2 сентября, который родственники погибших детей хотели провести на месте трагедии.
«Мы не знаем, с чем эти женщины к президенту поехали, передадут ли нашу информацию, подготовленный нами законопроект о социальном статусе жертв теракта — федеральный, а не только для жителей республики», — говорит Кесаева. Материалы «Голоса Беслана» лежат в общей папке документов, которые бесланские делегаты в четверг передадут Медведеву, успокаивает ее Гагиева. По ее словам, Дудиева и Туаева напомнят президенту, что расследование теракта до сих пор не принесло результатов, и поднимут вопрос о социальной поддержке жертв терактов.