Дмитрий Медведев даст 18 мая свою первую в статусе президента большую пресс-конференцию для прессы, сообщила пресс-служба главы государства. Медведев и раньше общался с журналистами, но не в таком широком формате, рассказала его пресс-секретарь Наталья Тимакова. По ее словам, решение провести пресс-конференцию «ни к чему не привязано». «В связи с тем что и у наших, и зарубежных СМИ есть очень много заявок на интервью, мы решили сделать такое общение», — пояснила Тимакова. Возможность встретиться с региональной прессой, которая охотно участвует в таком формате общения, особенно важна для президента, отметила она. Ведет пресс-конференцию по традиции пресс-секретарь главы государства.
Аккредитация на пресс-конференцию будет открытой, количество аккредитованных не будет никак и ничем ограничиваться, заверила пресс-секретарь. Федеральные телеканалы будут вести прямую трансляцию, она продлится не больше полутора часов. «Мы не собираемся бить рекордов в эфире», — сказала Тимакова, имея в виду пресс-конференцию Владимира Путина в 2008 году: ответы на сто вопросов заняли у тогдашнего президента около пяти часов, на нее было аккредитовано больше 1300 журналистов.
Количество вопросов, которые будут заданы, зависит от количества аккредитованных журналистов: если их будет особенно много, можно будет попытаться задать свой вопрос через интернет. В конце пресс-конференции президент даст ответ на три-четыре интернет-вопроса.
В ходе самой пресс-конференции, уверяет Тимакова, никакого порядка и очереди формирования вопросов не будет. «Поднятием руки», — ответила она на вопрос о порядке выбора вопросов.
Все форматы общения Медведева (кроме одного – интервью с руководством федеральных телеканалов) были скопированы с придуманных еще для Путина моделей. Так, первую большую пресс-конференцию для российской и западной прессы Путин, тогда еще президент, провел в 2001 году и с тех пор почти каждый год отвечал на вопросы журналистов.
Проведение большой пресс-конференции, которая прежде была исключительно путинским форматом, может быть частью позиционирования Медведева как возможного кандидата на президентских выборах, считает замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
«Понятно, что к этому событию будет приковано повышенное внимание, понятно, что Медведева спросят о предстоящих выборах и, возможно, он готов отвечать. Другое дело — что он скажет», — пояснил эксперт.
Пресс-конференция как часть позиционирования укладывается в один ряд с посещением президентом Московской области, когда глава государства изменил маршрут и устроил разнос чиновникам, а также с визитом Медведева на телеканал «Дождь», считает эксперт. «Правда, на «Дожде» Медведев сказал, что после президентства хочет быть профессором, и многие сочли его слова знаком того, что он больше не пойдет в президенты. Но мне кажется, что это не так, поскольку Медведев сказал, что хочет быть профессором в Сколково, а Сколково где-то к 2018 году, наверное, и будет сформировано», — отметил Макаркин.
Традиционно одним из первых на пресс-конференциях Путина получал возможность задать вопрос главный редактор газеты «Ваши шесть соток» Андрей Туманов. Он пять раз аккредитовывался на это мероприятие и пять раз получал возможность задать вопрос президенту. Так, в 2003 году он спросил главу государства про внимание к «скромному труженику с лопатой и граблями», в 2004-м про трудность обработки огородных участков, в 2006-м про трудность их приватизации, в 2007 году поинтересовался, не надоел ли он со своими одинаковыми вопросами, и, наконец, в 2008 году вместо вопроса поблагодарил за пристальное внимание к изданию и попросил создать профильное ведомство, которое занималось бы вопросами земельных отношений.
Общественно-политические издания к концу второго срока Путина стали регулярно спрашивать его про возможность третьего срока (в 2008 году даже дважды), про возможность работы премьером и про будущего преемника на посту президента (например, Дмитрия Медведева).
Кроме того, эту возможность Путин использовал и для внешнеполитических заявлений про отношения с Украиной, Польшей, США, Китаем, Францией, Германией: такие вопросы обычно задают представители национальных СМИ, которые тоже любят такой формат общения с главой России.
Редкая пресс-конференция обходилась без признания в любви от журналисток. Корреспондентка радио «Шансон» даже пыталась подарить Путину «валентинку» (пресс-конференция проходила 14 февраля) и поинтересовалась, не опередила ли ее жена президента (президент ответил отрицательно).
Практически одновременно с большой пресс-конференцией появился и другой формат – «Прямая линия с Владимиром Путиным», где президент отвечал на вопросы граждан в телеэфире. Спросить президента о важном можно было по интернету, по телефону или же с помощью передвижных телекамер. В 2006 году к этим двум форматам добавилась и интернет-конференция, где вопросы отбирались рейтинговым голосованием. Правда, результаты отбора мало повлияли на выбор вопросов Путиным. Он не ответил ни на самый популярный, хотя и несерьезный, вопрос («Превед, Владимир Владимирович, как вы относитесь к медведу?» — больше 28 тысяч голосов), ни на серьезные вопросы о развитии интернета в России вроде мер по борьбе со спамом и возможности легализации онлайн-библиотек. Впрочем, формат не был воспринят серьезно и самими интернет-пользователями – многие вопросы были заданы на популярном тогда в сети «олбанском» языке, который нарочито коверкает русский, например президента спрашивали: «Путен, даволен ли ты сабой как презедентам».
Опыт интернет-конференции также был повторен Медведевым, тогда еще первым вице-премьером и одним из кандидатов в преемники Путина на посту президента. Его интернет-конференция состоялась уже на следующий год после аналогичного мероприятия самого Путина.
Вопрос про «медведа» был задан и ему. Медведев ответил, что знает про такого «популярного интернет-персонажа»,
и предложил автору вопроса, «лорду Медведу», учить не только «олбанский», но и русский язык. Больше к формату интернет-конференций ни Путин, ни Медведев не возвращались.
Завсегдатай путинских пресс-конференций Андрей Туманов собирается принимать участие и в первой большой пресс-конференции Медведева. «Конечно, буду задавать вопросы», — сказал он «Газете.Ru». На вопрос какие, главный редактор рассказал историю, произошедшую перед одной из предыдущих пресс-конференций. «Может, посмотрим, какие у Туманова вопросы?» — спрашивает одного из замруководителей администрации президента какой-то помощник. «Да нет, не надо: и так понятно», — следует ответ. Туманов считает себя человеком «предсказуемым», он «не будет задавать вопросы ни про шахтеров, ни про Ходорковского», его интересует лишь «самая пораженная в правах категория населения» — огородники и садоводы.