— Что стало причиной прекращения вашего сотрудничества с Кремлем?
— Около двух недель назад я действительно принял решение покинуть пост советника президента на общественных началах. Причина не в разногласиях с кремлевской администрацией, а в том, что последние мои заявления по кандидатуре будущего президента и конструкции будущих выборов ошибочно приписывались ей и создавали для нее проблемы.
За последние 15 лет в публичном пространстве со мной сросся статус «человека, который говорит за Кремль», и сейчас мы приняли решение официально отделить меня от администрации президента. Это было согласованное решение.
— Какие проблемы возникали у администрации из-за ваших заявлений по преемнику?
— Это связано с проблемой выдвижения кандидата в президенты в 2012 году. Сейчас до президентской кампании осталось несколько месяцев, при этом ничего серьезного по этому поводу до сих пор не обсуждается, это ненормальная ситуация. При этом есть администрация президента, лояльная Медведеву и выступающая за его выдвижение, а есть администрация Белого дома, лояльная Путину.
Сформировалось два фанатских клуба — один в Кремле, другой в Белом доме, каждый из которых болеет за своего кандидата, две квазикоманды.
До момента принятия решения участниками тандема они вынуждены сдерживаться, тем самым загоняя себя в коммуникативную ловушку и бесконечно подозревая друг друга в некой игре. Каждый раз, когда в прессе появляются комментарии людей, ассоциируемых с одной из сторон, другая видит за этим некую интригу и выступает с претензиями к той, с чьей стороны, по их мнению, были инспирированы заявления. Я же неоднократно в последнее время заявлял, что выдвижение консолидированной кандидатуры уже затянуто, что, на мой взгляд, это должен быть Дмитрий Медведев, как человек с программой, вокруг которого могут быть собраны остальные группы правящего класса, разумеется, при поддержке Путина, которая важна и без которой ничего не получится. Другие варианты я считаю рискованными.
— Эти высказывания вызывали претензии у администрации Белого дома?
— Парадокс в том, что я в итоге оказался неудобным именно для команды Путина, с которой тесно сотрудничал более 10 лет. Они стали приписывать мои высказывания в поддержку Медведева администрации президента, считая их специально организованными со стороны Кремля. В результате у администрации не осталось другого выхода, кроме как номинально дистанцироваться.
— Какую роль в этой конструкции и дискуссии играет первый замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков?
— Нет никаких сомнений, что Сурков является одним из наиболее лояльных участников команды Медведева, нет никаких причин думать иначе. Я много с ним взаимодействую и вопрос о своей отставке с ним обсуждал. К сожалению, подробностей раскрыть не могу, так как никогда не обсуждаю происходящее внутри администрации.
— Что думают сами участники тандема по поводу сложившейся ситуации? Насколько правомерны слухи о разногласиях между Путины и Медведевым?
— Раскола нет, слухи об этом неправомерны. Однако в тандеме есть затянувшаяся, откладываемая, болезненная, видимо, для обоих участников по разным причинам тема кандидата в 2012 году.
Я думаю, что, конечно, прежде всего эта дискуссия болезненна для Путина. Ему нелегко отойти в сторону, и потом он совершенно справедливо опасается нестабильности в аппарате после выдвижения одного из участников тандема кандидатом.
Но тогда надо обсуждать меры по стабилизации аппарата, а те кто, как выразился Путин, перестанет работать при оглашении кандидатуры, должны просто уйти.
— Как вы видите развитие тандема в ближайшем будущем? Почему предпочтительным кандидатом является Медведев?
— Тандем останется политическим союзом, однако его конструкция будет меняться. Моя точка зрения состоит в том, что государство нуждается в очень быстром и жестком транзите к модернизации экономики и установлении правого режима в стране. Медведев имеет эту программу, это он ее инициировал, и поэтому ему надо выдвигать свою кандидатуру на второй срок, так как реализовать его план, кроме нынешней команды, никто не сможет. Уверен, что у Путина нет принципиальных возражений против этой программы. К сожалению, сейчас президентские выборы обсуждаются всеми, кроме фаворитов этих выборов, что приводит к смешному положению. Еще раз повторю, что, на мой взгляд, учитывая стоящие задачи, естественным лидером консолидированной команды является Медведев, и это не должно быть ни для кого обидно, прежде всего для Владимира Путина.
— Когда вы начали выступать в поддержку Медведева, вы думали, что такие высказывания могут привести к вашей отставке?
— Конечно, я такой вариант развития событий не исключал. Политика — это место, где все рискованно, но я 15 лет говорил с прессой, высказывал открыто свое мнение, было бы странно замолчать в этом году. Признаться, я и раньше довольно часто получал рекламации по поводу своих заявлений, это всегда было связано с подозрениями, что они кем-то инспирированы, это моя собственная деятельность. Так что все это не ново.
— В чем состояли ваши обязанности на посту советника президента?
— Преимущественно мои функции были связаны с обеспечением политического планирования, также я занимался мониторингом политической ситуации, в частности, ситуации в регионах, по итогам которого составлял определенные рекомендации.
— Чем вы планируете заниматься дальше?
— Как я уже сказал, моей отставкой мои взаимоотношения с президентской администрацией не закончатся. Более того, деятельность на посту советника президента никогда не была единственным моим занятием. У меня есть отношения с президентской командой по другим направлениям. Например, занимаемся подготовкой форума в Ярославле — эта работа продолжится.