— В чем слабость «Единой России»?
— На мой взгляд, «Единая Россия» часто демонстрирует избирателю свою беспомощность в плане влияния на реальную политическую ситуацию в стране. В Госдуме единороссы открыто критикуют Фурсенко, Кудрина, других министров, однако от их критики ничего не меняется.
«Единая Россия», хотя и имеет в парламенте абсолютное большинство, не имеет никакого влияния на кадровые решения власти и на политику правительства. И даже влияние на законотворческий процесс остается очень слабым, что приводит к постоянным конфузам с отменой только что «проголосованных» решений.
Избирателю это очевидно, и это не добавляет партии привлекательности.
— Какие могут быть рецепты для партии власти в ее нынешнем состоянии с нынешними проблемами?
— «Единой России» важно было бы получить реальные рычаги влияния на политическую жизнь страны и проявить самостоятельность, которая пока отсутствует. Вполне логично, чтобы партия, выигрывающая выборы, участвовала в формировании кабинета министров. Если кабмин станет партийным или коалиционным, то у партии будет возможность спросить с министров за их деятельность, влиять на курс правительства не только через своего лидера. Однако уже сейчас существует площадка, на которой «Единая Россия» могла бы проявить себя как самостоятельная политическая сила. Это парламент страны, где она имеет конституционное большинство. Принятия нескольких самостоятельных законопроектов, отвечающих массовым запросам и интересам, — например, об ограничении массовой иммиграции или выводе крупного бизнеса из офшоров — было бы достаточно, чтобы приобрести новое политическое лицо и обрести собственный голос
— Какие основные тезисы будет содержать предвыборная программа, которую вы пишете для партии власти?
— Мы пишем не предвыборную программу, а нечто, что может быть в ней использовано. Причем здесь интересна даже не сама программа — это все-таки достаточно формальный документ, а предвыборная повестка партии.
«Единая Россия», как партия власти, должна формировать повестку дня и предложить избирателю внятный и привлекательный образ будущего.
В обществе отсутствует социальный оптимизм, а слово «модернизация» для большинства все еще остается пустым звуком. Чтобы это исправить, и власть, и общество должны по-новому увидеть инвестиционный потенциал страны. О нашем неблагополучии в этой сфере недавно говорил президент. А ведь инвестиционный процесс — это и есть материальный эквивалент образа будущего. Поэтому часть наших усилий будет посвящена этой теме. При помощи экономических экспертов и представителей бизнеса мы планируем создать «карту» долгосрочных инвестиционных проектов, реализация которых коренным образом изменит положение дел внутри страны и ее место в мире лет через десять-двадцать.
— Но «Единая Россия» уже обыгрывает тему инвестиционных проектов, проводя межрегиональные партийные конференции, на которых на конкурсной основе выбираются проекты для госфинансирования. Что нового вы предлагаете?
— На этих конференциях, как правило, на первый план выходят проекты, которые уже поддержаны правительством, в текущем режиме. Наряду с этим необходима долгосрочная перспектива, которая действительно задает образ будущего. Конкурентоспособность страны во многом зависит от способности государства и бизнеса генерировать амбициозные проекты долгосрочных инвестиций, интересные в том числе в международном масштабе. Например, существует огромный незадействованный потенциал грузового транзита по линии Восточная Азия — Европа через Россию. По мере роста товарооборота он может стать привлекательной альтернативой морскому пути через Суэцкий канал. Вокруг этого направления может быть сформирован целый ряд инвестиционных программ.
— Существуют ли политические условия для выполнения программы модернизации и реализации таких долгосрочных проектов?
— Необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, необходимо изменение кадровой политики. Возможно, нужен даже отдельный масштабный кадровый проект, нацеленный на то, чтобы в руководящее звено исполнительной власти, в подконтрольные государству компании пришли не только «финансисты» и «силовики», но и отраслевые специалисты — в широком смысле, «инженеры» социальных и технических систем. Во-вторых, надо внедрять принцип политической ответственности высших должностных лиц за результаты их работы. Мы должны привыкнуть к тому, чтобы за крупные провалы министры отвечали портфелями, другие крупные чиновники — своими должностями.
— Должна ли «Единая Россия» отказаться от упора на социальную программу?
— О проблемах пенсионеров и бюджетников сегодня власти говорят достаточно много. А вот чего не хватает с точки зрения социальной ответственности — это перспективы создания новых качественных рабочих мест. Для большинства регионов это ключевая проблема, которая как раз и связана с вопросом о долгосрочных инвестициях.
— Означает ли это, что партия будет переориентироваться на молодого избирателя?
— Если проблема занятости станет одной из тем кампании, это вполне могло бы привлечь молодежь. Но пока ее интерес к выборам в целом и партии власти в частности не слишком велик.
— Насколько Владимир Путин эффективен для «Единой России» как лидер в рамках предвыборной кампании?
— Конечно, его высокий личный рейтинг остается главной надеждой партии. Но, с другой стороны, именно из-за двойственного положения премьера как беспартийного лидера партии «Единая Россия» и вынуждена нести ответственность за социально-экономический курс правительства без какой-либо возможности повлиять на него.