Документы, которые оказались в распоряжении сирийской оппозиции, датированы 23 марта. «Никакой снисходительности» не должно быть к тем, кто «позорит имя нашего высочайшего символа», (т. е. президента Башара Асада), говорится в документе, который сирийская оппозиция за рубежом приписывает спецслужбам этой арабской страны. Это касается и журналистов, и всех тех, кто «передает любые новости, которые не служат интересам страны». «Это очень страшно – это дело рук мафиозного государства», — заявил американскому телеканалу MSNBC сирийский правозащитник Радван Зиаде, в настоящее время преподающий в Вашингтоне.
Как рассказал сам Зиаде, он получил этот документ во вторник вечером от заслуживающего доверия источника на родине. Это протокол заседания некоего «комитета по безопасности», созданного внутри самой влиятельной сирийской внутренней разведки – главного управления безопасности (Идарат аль-Амн аль-Амм). Согласно инициалам, стоящим под документом, на встрече присутствовал помимо прочих Мохаммед Назиф Хайрбек, заместитель вице-президента по вопросам безопасности и один из четырех ближайших помощников Асада, а также бывший глава генеральной разведки Сирии генерал-майор Али Мамлюк, рассказал Зиаде.
План, якобы составленный сирийскими спецслужбами, включает перечень прямых провокаций против оппозиции и список мер противодействия в медийном поле, в том числе и в интернете.
Помимо контрпропаганды по «увязыванию антиправительственных демонстраций и протестов с фигурами, ненавистными сирийскому народу, в том числе из Саудовской Аравии и Ливана, с сионизмом и Америкой», значительное внимание уделяется противодействию оппозиции в интернете. Там специальные группы агентов должны «забивать» оппонентов в социальных сетях, в том числе в Facebook. Помимо прямых споров интернет-агенты должны заняться сбором информации об оппозиционных пользователях, представляясь их единомышленниками, пытаясь при этом запятнать репутацию лидеров диссидентского движения.
Рекомендации по работе «в поле» включают в себя указания агентам в штатском не допускать — в случае сбора оппозиционеров в одном месте — расползания толпы по улицам, а по возможности «создать обстановку хаоса». Если протесты будут охватывать значительные по площади районы, то там предусматривается отключение электричества и интернета, а агенты спецслужб должны будут «арестовать ключевых лидеров (оппозиции) в этом районе, а в случае критической ситуации убить их». Число жертв при этом не должно всякий раз превышать двадцати, ибо наличие бóльшего числа тел будет не так легко скрыть.
Для введения «противника» в заблуждение правительственные агенты-провокаторы получили карт-бланш на внедрение в ряды протестующих и применение оружия против военнослужащих и офицеров служб безопасности. «Это настроит армию враждебно по отношению к протестующим», — говорится в документе.
Установить подлинность документа пока не удалось, однако с «очень большой вероятностью» бумага действительно вышла из недр сирийских спецслужб, уточнили NBC источники в компетентных органах США.
Несмотря на привлечение к усмирению протестующих армии, успокоить беспорядки не удается: они давно распространились за пределы бедных регионов на юго-западе страны. Накануне новые акции протеста прошли в северо-восточном Баниясе и находящихся неподалеку деревнях Байда и Бейт-Джнад.
На этот раз на улицы вышли жены и дети более 200 мужчин, арестованных накануне за участие в антиправительственной демонстрации. «Нас не унизить!» — кричали протестующие, перекрывшие национальную автотрассу. Более 100 человек местные власти отпустили под восторженные возгласы собравшихся. Студенческие антиправительственные демонстрации состоялись в Дамаске и Алеппо. Они прошли мирно, хотя в Дамаске двумя днями ранее при разгоне аналогичной акции полицией был застрелен студент. Государственные СМИ, введшие фактический бойкот на освещение массовых акций, упомянули в среду, что в столице собрались 50 студентов.
Беспорядки в Сирии, начавшиеся 15 марта с восстания в южном городе Деръа, унесли жизни, по данным Арабской комиссии по правам человека, не менее 271 человека. Только в минувшую пятницу в том же Деръа в столкновениях с демонстрантами погибли 19 полицейских.
Еще в начале года Асад, давая интервью The Wall Street Journal, утверждал, что на фоне революций в Египте и Тунисе его страна «спокойна». Рост социальной напряженности, однако, потребовал от главы государства, унаследовавшего свой пост в 2000 году от отца Хафеза, отправить в отставку правительство и пообещать продолжение реформ. Однако Асад удержался от послаблений: он так и не объявил об отмене чрезвычайного положения, которое действует в стране с 1963 года. Зато президент Сирии в своей речи заявил, что страна стоит перед лицом «большого заговора». «Мы не можем сказать, что каждый из тех, кто вышел (на улицы), заговорщик. Нужно это прояснить», – пояснил он. «Враги работают для того, чтобы подорвать безопасность Сирии, но они выбрали не ту страну, – заявил президент. – Наш долг – обеспечить безопасность. Это испытание для нашего единства».