России следует полностью пересмотреть стратегию политики в регионе Центральной Азии, исходя из соображений национальной безопасности и интересов, практически единогласно заявили представители силовых ведомств и депутаты Госдумы на закрытых парламентских слушаниях в Госдуме.
Представители ФСКН и ФМС выступили против сохранения безвизового режима России с Туркменией, Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном, рассказал «Газете.Ru» депутат-единоросс из комитета по странам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин.
«Если бы журналисты могли присутствовать на слушаниях и слышать выступления ФМС и ФСКН, то всем стало бы ясно, что проблемы очень серьезные. Представитель ФСКН заявил, что при сохранении текущего безвизового режима служба уже не сможет бороться с наркотрафиком, тем более что власти перечисленных стран уклоняются от борьбы с наркооборотом под различными предлогами, так как сами являются заинтересованными сторонами», — считает Затулин.
Депутат отметил, что текущая внешняя политика России в Центральной Азии уже не отвечает требованиям национальной безопасности. Депутат-справедливоросс из комитета по международным делам Семен Багдасаров, в свою очередь, предложил не разрывать действующие безвизовые соглашения, а ужесточить паспортный контроль за взъезжающими гостями из Азии, что можно делать в кратчайшие сроки и в рамках уже существующих соглашений.
«В действующих безвизовых соглашениях присутствует пункт о введении дополнительных мер паспортного и иного контроля при пересечении границы в случае, если от одной из стран — участниц безвизового соглашения начинает исходить угроза безопасности или здоровью граждан другой страны», — сказал Багдасаров «Газете.Ru».
Багдасаров сомневается, что данные предложения дойдут до власти даже после проведения парламентских слушаний, так как едва ли найдутся желающие доложить высшему руководству страны о реальном масштабе проблем по ситуации с политикой России в Центральной Азии.
Второй значимой темой на закрытых слушаниях стала проблема потери политического влияния России в Средней Азии и провала политики его усиления через денежные вливания в экономику стран этого региона. Выступающие ставили в пример России политические методы госдепа США.
«Обратите внимание, США вкладывают деньги в собственные структуры, работающие на территории других стран на национальные интересы Штатов, а мы просто отдаем деньги в бюджет других государств, — указал Багдасаров на несостоятельность текущей российской политики в Центральной Азии. — Инвестиции в социальную составляющую экономики данных стран дают большую нагрузку на российский бюджет, при этом не давая никакой зримой выгоды или роста влияния России в регионе».
Президент Фонда востоковедческих исследований Алексей Власов считает, что для эффективного перестроения политики России в странах СНГ потребуется перестраивать всю организационную структуру, через которую она ведется.
«Возможно, стоит сформировать единое мощное ведомство, координирующее действия России на постсоветском пространстве, — сказал Власов «Газете.Ru», приводя в пример сеть западных НКО, успешно действующих в политических интересах своих стран по всему миру, в том числе в странах СНГ.
— В секторах НКО мы категорически проигрываем нашим западным партнерам и конкурентам. Их НКО давно эффективно работают с самыми разными слоями общества в странах СНГ, в то время как наши подобные инициативы упираются в бюрократические препоны».
Затулин также призывает отказаться от прямых денежных вливания и прямой поддержки того или иного режима, что приводит к излишней персонификации отношений. «Что касается госсредств, то они должны тратиться очень выборочно. Мы не должны что-либо дарить, надо ставить условия, на которых мы готовы на некоторые финансовые траты», — говорит депутат.