Анатолий Перминов, который вскоре должен покинуть должность главы Федерального космического агентства (Роскосмоса), выступил в среду на правительственном часе в Совете федерации. Его последнее выступление о состоянии и перспективах развития национальной космической отрасли стало и самым критичным.
Перминов признал, что его отрасль не сможет в полной мере выполнить государственный оборонный заказ в 2011—2012 годах.
«Потребуется экстренная подготовка промышленности к выполнению этой задачи», — отметил чиновник. Предприятиям ракетно-космической отрасли в текущем году необходимо увеличить производительность труда в выполнении госзаказа на 15%. Источник «Газеты.Ru» в отрасли называет это признание «секретом Полишинеля». «После того как об этом два месяца назад заговорил вице-премьер Сергей Иванов, как нижестоящее начальство, Перминов теперь говорить может то же», — иронизирует собеседник, добавляя, что «все равно за это никому ничего не грозит». К тому же впервые заговорили о недовыполнении военного заказа. О том, что Роскосмос проваливал гражданскую федеральную космическую программу, не раз докладывала Счетная палата, например, в 2007 и 2009 годах.
Для этого есть сразу несколько причин. Во-первых, «не в полной мере выполнены задачи по повышению надежности ракетной техники, проявляются недостатки в системе контроля готовности ракет перед запуском», заявил Перминов, упомянув два неудачных запуска спутников «Глонасс-М» и «Гео-ИК-2». «Также в отрасли проблемы с разработкой и производством приоритетных образцов ракетно-космической техники», — добавил он. Наконец, Россия теряет потенциал международного сотрудничества. В качестве примера Перминов привел задержку ввода в эксплуатацию площадки «Союз» на экваториальном космодроме Куру во Французской Гвиане, а также провал кооперации ГКНПЦ им. Хруничева с южнокорейским Институтом аэрокосмических исследований: их совместная разработка, ракета-носитель KSLV-1, дважды провалила испытания — в 2009 и 2010 годах.
В рамках упрочения кооперации Перминов предложил перейти на коммерческую эксплуатацию космодрома Байконур — акционировать предприятие и распределить часть акций между США, Украиной, Казахстаном и Европейским союзом. «Я думаю, что 70% акций будут у российской стороны, а вот 30% они пусть делят», — объяснил глава Роскосмоса. По его словам, Россия должна быть главным акционером, так как другие страны не потянут такой финансовой нагрузки.
Говоря о сложностях в кооперации, руководитель Роскосмоса фактически согласился с одной из главных претензий, которые выдвигались внутри отрасли: агентство должно перестать делать вид, что имеет возможности реализовывать амбициозные программы без тесной международной кооперации. «Без нее вскоре не останется ни одной национальной космической отрасли, кроме американской и китайской», — предостерегал в разговоре с «Газетой.Ru» собеседник. Но идея с акционированием Байконура не имеет отношения к международной кооперации, объясняет сейчас источник. «В космодроме важна площадка, а площадка строится под ракеты-носители. Никому, кроме российской отрасли, Байконур в таком случае не нужен», — объясняет он, указывая на большую перспективность в этом случае строящегося космодрома Восточный. Только накануне на встрече с президентом Украины Виктором Януковичем председатель российского правительства Владимир Путин пригласил Киев к участию в создании этого проекта. «Надо привлекать всех, европейцев, южных корейцев, японцев, малайзийцев», — развивает идею специалист в отрасли.
Перминов признал и излишнюю амбициозность проекта пилотируемого полета на Марс, который в преддверии полувекового юбилея полета Юрия Гагарина не сходит со страниц газет.
Полет на Марс может стать реальным только в 2035 году. «Это абсурд — лететь на Марс на тех кораблях и двигателях, которые у нас есть сегодня», — заявил Перминов.
Для полета на Марс нужно построить новый корабль с ядерной установкой мегаваттного класса, тогда можно будет долететь за месяц. Создать такой корабль удастся не раньше 2025 года, утверждает Перминов. «Все эти пустые разговоры типа «отпустите меня на Марс в один конец» — просто ерунда. Какой научный результат будет от такого полета? Никакого», — отметил глава Роскосмоса. Он также сообщил, что «шараханья» американцев по поводу полетов на Марс остаются безуспешными.
Накануне Медведев, побывавший в день 50-летия первого полета человека в космос в Центре управления полетами, назвал проект полета на Марс «интересной и фундаментальной задачей». В начале месяца с оптимистичными заявлениями выступал и сам Перминов, говоривший, что чертежи новой ракеты и космического модуля будут готовы к 2012 году, а работа над ней закончится в 2019 году. «Это уникальный проект», — цитировала его испанская газета ABC. В ЦУПе Перминов рассказывал Медведеву о проекте «Марс-500», совместном проекте Роскосмоса и европейского ESA, имитирующем пилотируемый полет на Марс, в ходе которого шесть испытателей проведут от 520 до 700 суток в замкнутом помещении. Однако в том, что полет на Марс — задача уже следующего поколения, специалисты не сомневались. В феврале заместитель Перминова Виталий Давыдов называл срок в 20 лет, «достаточный для того, чтобы подготовить этот полет».
65-летний Перминов вскоре будет освобожден от занимаемой должности, так как он достиг предельного возраста для госслужбы. Слухи о его отставке появились в декабре, после неудачного запуска ракеты-носителя «Протон-М», что привело к потере трех спутников системы ГЛОНАСС, о чем «Газета.Ru» подробно писала. Затем о скорой отставке главы Роскосмоса публично сообщил вице-премьер Серей Иванов. По информации «Газеты.Ru», после увольнения Перминов останется на научной работе. В настоящий момент он возглавляет кафедру в МАИ по эксплуатации космической техники. На место во главе Роскосмоса называются несколько кандидатур, в их числе и. о. начальника вооружений Минобороны генерал-лейтенант Олег Фролов, нынешний замглавы Роскосмоса Виталий Давыдов и первый замглавы Минобороны Владимир Поповкин.