В пятницу, 15 апреля, коллегия по уголовным делам Верховного суда (ВС) России пересмотрит судебные решения, из-за которых обвиняемые в совершении экономических преступлений экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и бывший руководитель МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев оставались под стражей на протяжении процесса по их второму уголовному делу в Хамовническом суде Москвы.
Надзорное производство по жалобе адвокатов 6 апреля повторно возбудил судья ВС Вячеслав Яковлев, которому была передана жалоба адвокатов Ходорковского и Лебедева.
Защитники во второй раз обратились в Верховный суд после того, как в феврале президиум Мосгорсуда отказался удовлетворить их первую надзорную жалобу, производство по которой было возбуждено Верховным судом в декабре прошлого года. Как указано на сайте Верховного суда, 4 апреля ВС затребовал дело об арестах Ходорковского и Лебедева, однако пересмотреть судебные решения, выносившиеся всеми судебными инстанциями, планирует без его изучения.
На сайте пресс-центра Ходорковского и Лебедева говорится, что о желании присутствовать на заседании коллегии ВС уже заявил Ходорковский.
В общей сложности коллегия по уголовным делам ВС планирует пересмотреть три судебных решения. Во-первых, это постановление Хамовнического суда Москвы от 16 августа прошлого года, которым Ходорковскому и Лебедеву в очередной раз было продлено содержание под стражей на три месяца. Также будет пересмотрено постановление кассационной инстанции Мосгорсуда, которая в начале августа прошлого года утвердила решение Хамовнического суда, несмотря на то что в нем полностью игнорировались президентские поправки в ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ о запрете на аресты обвиняемых в совершении экономических преступлений (на это, в частности, указывала защита), а само решение основывалось на постановлении об аресте Ходорковского и Лебедева, вынесенном Ингодинским судом Читы еще в 2007 году. При этом сам
Мосгорсуд тогда постановил, что президентские поправки не касаются Ходорковского и Лебедева, так как они не предприниматели «в том смысле, который предусмотрел законодатель».
Кроме того, ВС пересмотрит февральское постановление президиума Мосгорсуда, который оставил в силе решения всех судебных инстанций по этому делу, несмотря на то что ВС при возбуждении надзорного производства по жалобе адвокатов Ходорковского и Лебедева прямо указал, что сомневается в их законности.
В результате все судебные инстанции в этом деле обошлись не только без президентских поправок в УПК, но и проигнорировали разъяснения пленума ВС, который указал судам не применять аресты к людям, обвиняемым в совершении экономических преступлений, если эти преступления связаны с их непосредственной предпринимательской деятельностью. На решения судов не повлияла голодовка, объявленная Ходорковским в августе прошлого года в знак протеста против «саботажа» президентских инициатив, и реакция на нее самого президента Дмитрия Медведева, поручившего главе ВС Вячеславу Лебедеву проанализировать судебную практику по арестам предпринимателей. За несколько дней до февральского президиума Мосгорсуда Лебедев еще раз призвал суды «не импровизировать» с понятием предпринимательства при рассмотрении ходатайств об арестах подозреваемых в совершении экономических преступлений. Однако и его слова влияния на решение президиума Мосгорсуда не оказали.
Адвокат Лебедева Константин Ривкин «надеется, что решение коллегии по уголовным делам ВС будет законным и обоснованным», но однозначно о настрое ВС предложил судить уже после вынесения им решения. «Мы уже были свидетелями, когда ВС вынужденно принимал решения, в том числе по решениям Европейского суда по правам человека, которые ни к чему не приводили», — сказал адвокат «Газете.Ru».
Судебная коллегия по уголовным делам ВС – это следующая инстанция для обжалования жалоб после президиума Мосгорсуда, уточнил Ривкин. С другой стороны, ВС мог просто не реагировать на решение президиума Мосгорсуда, обратил внимание адвокат.
Ранее адвокаты Ходорковского и Лебедева неоднократно объясняли, что отказ суда в арестах Ходорковскому и Лебедеву не привел бы к их освобождению, так как оба продолжают отбывать 8-летние сроки по первому приговору Мещанского суда Москвы. Однако освобождение их из-под ареста позволило бы смягчить им режим содержания, который в настоящее время соответствует более жесткому тюремному (в СИЗО), а не режиму колонии общего режима, который им определен Мещанским судом. В декабре прошлого года Хамовнический суд приговорил Ходорковского и Лебедева к 14 годам заключения по обвинению в хищении нефти дочерних предприятий ЮКОСа (ст. 160 УК РФ) и легализации части средств, полученных от продажи нефти (ст. 174 УК РФ). С учетом уже отбытого наказания по первому приговору, оба должны выйти на свободу в 2017 году.
На момент оглашения приговора в Хамовническом суде никакого судебного решения об арестах Ходорковского и Лебедева не было, так как срок последнего из них истек, когда суд находился в совещательной комнате. Однако оба продолжали оставаться в условиях и на режиме СИЗО. «Конечно, очень бы хотелось, чтобы судебная вертикаль реагировала быстрее», — сожалеет Ривкин. Предположить, как отразится решение коллегии ВС, если оно будет положительным, на судьбе Ходорковского и Лебедева адвокат не взялся, отметив, что «сейчас это просто юмор на лестнице».